http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/01/31/society/336207/
Статья Ольги Божьевой в блоках МК о выступлении Зелина и анализе событий, стоящих за этим.
С тех пор прошло 8 лет. Российские военные все эти годы изучали опыт балканской войны: в академиях читали лекции, защищали диссертации… На всевозможных совещаниях вечно звучал вывод: учитывая югославский опыт, России необходимо немедленно усилить свою ПВО и РКО (ракетно-космическую оборону), а все силы, способные отразить удары с воздуха, сосредоточить под единым командованием.
Но после фразы “под единым” всякий раз случалась загвоздка. Ключевым словом было “под”. Туда никто из военачальников идти не хотел. Все обязательно хотели оказаться “над”. И никакие примеры бомбардировок Югославии или Ирака переломить это были не в состоянии. В этом мне лично пришлось убедиться, когда в сентябре 2000 года, тогда еще в качестве журналиста одного из изданий Генштаба, я оказалась на исследовательских учениях “Оборона-2000”. Они проходили на полигоне Ашулук в Астраханской области.
Там с помощью сербских военных — они специально приехали на полигон — моделировалась ситуация воздушного налета на Югославию. Российские генералы тогда должны были выяснить, какова эффективность нашей ПВО в аналогичной ситуации.
Условия для этого создали уникальные. К примеру, был момент, когда при сильнейших радиоэлектронных помехах всего за полторы минуты выпустили больше 30 мишеней — аналогов крылатых ракет, которые должны были уничтожить боевые расчеты ПВО. Имитации столь массированной атаки астраханские степи не видели никогда.
Результаты эксперимента не разглашались. Писать о них запретили. И вовсе не потому, что итог оказался не тем, которого ожидали. Просто “Оборона-2000” в очередной раз перессорила наших генералов.