Странная позиция

Любому профессионалу ясно, что проблемы в российском двигателестроении есть и они весьма серьезные, требующие активного вмешательства государства.

"Мы в достаточно высокой степени озабочены ситуацией, сложившейся в отечественном двигателестроении, - подчеркивает президент ОАК Алексей Федоров. - Особенно это касается консолидации двигателестроительной отрасли, которая почему-то задерживается. Но мы прекрасно понимаем, что без такой консолидации не стоит ожидать сколько-нибудь серьезных прорывов и решения настоящих, серьезных задач. К тому же пока никак не определены и не зафиксированы программы государственной поддержки отрасли двигателестроения. А ведь цикл создания нового двигателя превышает цикл создания самого самолета - и отсутствие реальной поддержки данной отрасли вызывает у нас серьезное беспокойство".

Возьмем, к примеру, ситуацию, возникшую в ходе реализации указа Владимира Путина по вопросу создания на базе московского предприятия "Салют" первого в стране двигателестроительного холдинга. Главная проблема возникла там, где ее никто и не ждал - в ходе присоединения к холдингу Омского моторостроительного объединения им. П.И.Баранова. В процессе пристального изучения ситуации на этом предприятии оказалось, что, несмотря на наличие огромного долга перед федеральным и местным бюджетами, а также задержек с выплатой рабочим зарплаты, рядом менеджеров компании были предприняты действия, являющиеся, по словам генерального директора "Салюта" Юрия Елисеева, "предметом для уголовного разбирательства".

Речь идет о выводе из собственности завода полутора сотен объектов, проданных за "сущие копейки". Например, хорошее кирпичное здание было уступлено всего за 2,5 тыс. рублей. Такое даже "великому комбинатору" и во сне не приснилось бы. Но что самое примечательное - продажа упомянутых объектов осуществлялась именно с целью оплаты долгов. Долги остались - а недвижимости и имущества уже и след простыл.

Причем государство и представители местного руководства по большому счету самоустранились от решения данной проблемы, хотя то же правительство, например, могло заморозить долг омского завода перед федеральным бюджетом с возможностью постепенного его погашения. Взамен на задолженность постоянно накручиваются штрафы и пени, а до июня нынешнего года никакой финансовой и иного рода помощи правительство холдингу оказывать не намерено (при том что указом временные рамки создания первого двигателестроительного холдинга определены маем 2008 года).

Да и федеральную целевую программу по развитию российского двигателестроения правительство до сих пор даже и не рассматривало. Как заявил в ходе брифинга на недавней выставке "Двигатели-2008" замминистра промышленности и энергетики Денис Мантуров, планируется начать ее реализацию с 2010 года и выделить на эти цели 60 млрд. руб. Но для этого надо принять ее еще раньше, да к тому же средства на нее должны выделяться отдельно - ведь трехлетний бюджет на 2008-2010 годы уже утвержден.

Приоритетное же внимание сейчас отдано создаваемому под эгидой госкорпорации "Оборонпром" двигательному холдингу. Причем только обоснованная перед акционерами перспективная инвестиционная программа ПМК составляет не менее 600 млн. руб., что, по оценке и.о. гендиректора ЗАО "УК "Пермский моторостроительный комплекс" Юрия Решетникова, не позволяет пока пройти критическую отметку и в будущем требует еще больших вложений - в этом пермские моторостроители целиком рассчитывают на "Оборонпром".

В итоге оставшееся в одиночестве головное предприятие первого холдинга, "Салют", вынуждено не только налаживать производство в Омске и модернизировать производственную базу (за три месяца 2007 года из Москвы в Омск было передано 20 единиц современных высокопроизводительных станков, по состоянию на апрель 2008 года при посредничестве "Салюта" омский завод уже получил заказы суммарной стоимостью около 2,5 млрд. руб. - в то время как в 2006 году объем заказов был 700 млн. руб., а в 2007 году - около 1 млрд. руб.), но еще и погашать все долги, накопленные заводом им. Баранова. По данным Юрия Елисеева, "Салют" уже перевел, так сказать "авансом", в целях стабилизации ситуации на предприятии около 1 млрд. руб. Как результат - сам "Салют" стал сегодня чувствовать себя "не совсем комфортно". Например, компания отказалась от участия в "московской" выставке "Высокие технологии XXI века", да и участие в профильной выставке "Двигатели-2008" долго стояло под вопросом. Но отступать Елисееву некуда.

"Они ждут, видимо, что я упаду или откажусь от исполнения указа о создании холдинга, - заявил в интервью автору материала гендиректор "Салюта". - Но я прямо скажу: они этого никогда не дождутся".

Сложившаяся ситуация - это конечный и закономерный результат построения страны на принципе кланово-олигархического капитала, который требует распределения заказов среди "своих" и получения прибыли любой ценой, без оглядки на национальные интересы государства и тем более без соблюдения интересов и конституционных гарантий его граждан.

http://www.aviaport.ru/digest/2008/05/23/149751.html