Позволю себе вставить реплику по поводу "глаза" командира и ошибочности приборов. Вот как это было на самом деле на немецких подводных лодках.
1. Везде и всюду, где я ни читал, пишется, что большее количество торпедных стрельб на торговые суда, в том числе и на конвои, производилось с надводногоположения с целью развития подлодкой наиболльшей скорости для пущей молниеносности. Имел место эффект" малого силуэта" - высота башни над УМ 5-8 метров, и с торговцев, с их малым экипажем и его расп___дяйством, извиняюсь за точность, но это так, подлодка замечалась с расстояния порядка километра, а в плохую погоду - и того меньше, в то время как силуэт торговца подводникам был отлично виден. Перископом пользовались в исключительных ситуациях или при атаках боевых кораблей.
2. Итак, атака производилась в надводном положении; на мостик поднимался старший помощник, устанавливал UZO(в походе его прятали вниз), и диктовал вводные данные: пеленг цели, скорость цели и угол у цели. В рубке матрос вводил в вычисляющее у-во надиктованные данные, после чего старпом(а не командир) давал команду "огонь".
3. Далее, если производилась атака конвоя, то старпом тут же пеленговал следующую цель, возможно слегка корректируя курс лодки, и производил пуск торпед, и так далее. Получалось как бы метание торпеды в сторону цели с такого расстояния и со скоростью, на которых погрешность прибора не имела значения. После выхода из атаки лодка погружалась и ждала ответа.
Как показывала практика, этот прием был довольно эффективен при атаках на торговцы, боевые же корабли атаковались из-под воды.
Кстати, не стоит забывать, что в те времена не было спутников, GPS навигации и прочих читов, и процесс определения местоположения лодки был довольно трудоемким, - либо с помощью секстанта по солнцу и звездам(да-да!) - точный метод, либо опираясь на предполагаемое перемещение лодки, зная ее курс и скорость - приблизительный метод, т.к. не учитываютсятечения, ветер и прочие приятные неожиданности...Вот так.
З.С.В отличие от советских ПЛ, у немцев участие командира сводилось к принятию решения об атаке; и, возможно, за ним оставалось управление лодкой (курс, скорость и проч.). Правда, он в свое время тоже был старпомом![]()