-
Ответ: Американский лазер не впечатляет
[из какого-то АиВа]
«Звёздные войны»: первым делом — самолёты
В середине декабря 1999 г. со сборочной линии завода Boeing в Эверетте, шт. Вашингтон, выкатили грузовой B-747-400F с серийным № 1238. Но присоединиться к могучему флоту боинговских фрейтеров новой машине было не суждено: ее заказчик — ВВС США — с самого начала намеревался превратить ее в прототип боевой летающей лазерной установки (по-английски — Airborne Laser или сокращенно ABL). Для переоборудования 22 января 2000 г. лайнер перелетел в Центр модификации самолетов «Боинг» в Вичите (Wichita), шт. Канзас, и получил новое обозначение: prototype Attack Laser model 1A (YAL-1A), а также новый № 00-0001, означающий что это первый военный самолет США, закупленный в новом тысячелетии.
Слово «лазер» на самом деле представляет собой аббревиатуру английских слал Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation (можно перевести дословно как «усиление света в результате вынужденного излучения») и применяется для обозначения устройства создания направленных пучков электромагнитного излучения высокой интенсивности. Как потенциальное оружие эти пучки (или лучи) обладают способностью практически мгновенно (т. е. со скоростью света – 300 000 км/с) переносить на значительные расстояния большие количества энергии. Это обеспечивает лазеру огромные потенциальные преимущества перед традиционным кинетическим оружием.
И хотя призрак боевого лазера уже более сотни лет бродит в умах (вспомним лучи марсиан в «Войне миров» Герберта Уэллса или «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого), практически его создание началось относительно недавно. В начале 1970-х гг. американская фирма Avco Everett создала газодинамический лазер мощностью 30…60 кВт — достаточно компактный, чтобы его можно было установить на борту самолета. Наиболее подходящим носителем дли этого признали «летающий танкер» КС-135. В 1973 г борт № 553123 переоборудовали в первую лазерную летающую лабораторию NKC-135A (Airborne Laser Laboratory). Лазерную установку разместили в фюзеляже, на верху которого поставили большой обтекатель, закрывавший вращающуюся башню с излучателем и телескопом системы целеуказания, новый радиолокатор для ориентации оптической системы и дополнительные источники электропитания для устройства управления и наведения лазерного луча. В таком виде самолет поступил в Центр испытания вооружения на авиабазе Киртленд.
К 1978 г. мощность бортового лазера удалось увеличить примерно в 10 раз, а запас его рабочего тела и топлива поднять настолько, чтобы обеспечить время излучения 20…30 секунд. При этом фюзеляж «Боинга» пришлось удлинить на 3 м. Летом 1981 г были предприняты первые попытки поразить лазерным лучом летящую беспилотную мишень Firebee и ракету Sidewinder класса «воздух-воздух», окончившиеся, впрочем, безрезультатно. Самолет еще раз модернизировали и в 1983 г. повторили испытания. Первое официальное сообщение об успехе появилось 26 июля. В нем говорилось, что лучом лазера с борта NKC-135A были уничтожены пять «Сайдвиидеров», летевших в направлении самолета со скоростью 3 218 км/ч. Думается, однако, что ракеты все же не были уничтожены в прямом смысле слова. Скорее всего, излучение лазера нарушило работу тепловых головок самонаведения, в результате чего ракеты сбились с курса и были уничтожены собственной системой самоликвидации. 26 сентября 1983 г. летевшая над океаном лазерная лаборатория разрушила дозвуковую мишень BQM-34A, которая на малой высоте имитировала атаку на корабль ВМС США. Луч прожег обшивку мишени и вызвал отказ системы управления. Похоже, это был наибольший успех, достигнутый на NKC- I35A, так как к главной задаче — исследованию возможности поражения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) — тогда не удалось даже приступить из-за недостаточной мощности лазера.
Работы над лазерным самолетным вооружением проводились и в Советском Союзе. В начале 1980-х гг. в одном из докладов ЦРУ конгрессу США утверждалось: «Научный уровень работ советской программы создания лазерного оружия в 3…5 раз превышает уронень работ, проводимых в США, советская программа рассчитана на разработку конкретных систем лазерного оружия». Трудно сказать, насколько эти оценки соответствовали действительности, а насколько служили оправданием для развертывания собственных работ в данном направлении — многие сведения о советской военной лазерной программе до сих пор засекречены. Известно только, что в 1977 г. в ОКБ им. Г. М. Бериева началось создание летающей лаборатории под названием «изделие 1А» или А-60 для отработки основных технических решений боевого авиационного лазерного комплекса. Главным партнером таганрогцев по этой тематике стало ЦКБ «Алмаз». Базовым самолетом для летающей лаборатории выбрали Ил-76МД, на котором для размещения специального оборудования провели глубокие доработки, сильно изменившие как внутреннюю компоновку, так и внешний вид машины. Работы выполнялись на ТАНТК им. Г. М. Бериева и Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова, выпускавшем тогда А-50 и Ту-142.
19 августа 1981 г. этот самолет совершил первый полет под управлением экипажа летчика-испытателя Е. А. Лахмостова. А через 10 лет, 29 августа 1991 г., экипаж летчика-испытателя В. П. Демьяновского поднял в воздух и вторую аналогичную ЛЛ, получившую наименование «1А2». На ее борту размешался новый вариант лазерного комплекса, модифицированный по результатам проведенных исследований. Об итогах испытаний советского боевого лазера достоверно ничего не известно. Считается, что на А-60 проходили проверки лазерной установки, предназначенной для размещения на борту боевой космической станции. Работы на «1A2» по дальнейшему усовершенствованию лазерного комплекса продолжаются и в настоящее время, причем финансируются они в полном объеме.
Эта и другая попавшая в печать информация дает основания предполагать, что и американский, и советский авиационные лазерные комплексы предназначались, главным образом, для отработки технических решений будущего боевого лазера космического базирования. Мощным толчком к этим работам послужила знаменитая «Стратегическая оборонная инициатива», выдвинутая Президентом США Рейганом в 1980-е гг., которую советская пресса чаще называла «звездные войны». Речь шла о развертывании на околоземных орбитах группировки космических аппаратов, которые постоянно следили бы за позициями советских МБР и в случае их запуска уничтожали бы с помощью боевых лазеров в первые минуты после старта. Почему именно в первые минуты? Дело а том, что, во-первых, баллистическую ракету легче всего обнаружить по факелу работающего двигателя, а он работает всего несколько минут. Во-вторых, в этот момент ее легче всего поразить, направив лазерный луч на тонкостенные баки ракеты, в которых содержится еще много топлива. Даже если оно не взорвется, а станет просто вытекать либо нарушится равномерность его выгорания (если ракета твердотопливная) то сработает система самоликвидации, и ракета сама себя уничтожит.
Несмотря на огромную проделанную работу, в 1980-е гг. такой боевой космический комплекс не был создан — слишком трудной и дорогостоящей оказалась эта задача. Правда, в 1985 г. лазер все же применили против МБР. На испытательном полигоне в США установили вторую ступень жидкостной МБР «Титан-1». Поскольку эксперимент транслировался по телевидению, на своей старой ракете американцы нарисовали большую красную звезду. На расстоянии одного километра от цели был установлен лазер «Миракл» мощностью 2,2 мВт. В течение 12 секунд его луч прожег в баке ракеты отверстие, и она взорвалась.
В середине 1990-х гг. работы по «звездным войнам» были официально свернуты и как бы забыты на целое десятилетие. Однако именно как бы. На самом деле создание боевых лазеров продолжалось, пусть и в несколько меньшем темпе. Существующие в настоящее время в США планы предусматривают завершение отработки авиационного лазерного комплекса и принятие его на вооружение к 2012 г., а космического — к 2020 г. Не зря Штаты вышли из договора по ПРО, который мешал проведению соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
И вот новый американский боевой летающий лазер создается на базе «Боинга-747». Когда в январе 2000 г. этот самолет оказался в Центре модификации в Вичите, за его переделку взялись со всей серьезностью, безжалостно снимая, выкручивая, вырывая и выклепывая многое из того, что было только что установлено на новенький грузовик. С самолета удалили носовой грузолюк, заменили несколько шпангоутов носовой части фюзеляжа и усилили многие элементы продольного набора, чтобы смонтировать там узлы крепления наиболее заметной внешней особенности машины — семитонной вращающейся турели с многочисленными оптическими системами, в том числе главным зеркалом боевого лазера. Хвостовую часть фюзеляжа также пришлось значительно усилить — для крепления энергетических модулей лазерной установки. Многие участки обшивки в низу фюзеляжа пришлось заменить на титановые, чтобы они могли выдержать горячие выхлопы после лазерных выстрелов. Внутренняя компоновка грузовой кабины была изменена полностью. С помощью газонепроницаемых перегородок фюзеляж разделили на несколько отсеков, предназначенных для различных компонентов как самого боевого лазера, так и нескольких вспомогательных лазеров и другого оборудования, которое огромный самолет еле вместил. Мощность бортовой электросети резко выросла и стала достаточной, чтобы питать энергией город из 3 000 домов! Для первичного обнаружения стартующих баллистических ракет самолет оснастили 6 инфракрасными сенсорами, а чтобы увеличить время патрулирования — системой дозаправки в воздухе. В общем, перепахали грузовик полностью, затратив на это 1 600 000 человеко-часов! Официальные лица «Боинга» позже говорили, что это была самая масштабная модификация, которую компания когда-либо выполняла на военном самолете. Впрочем, сам боевой лазер на самолет в Вичите не поставили — по причине его неготовности.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума