Воевали все и никто не погиб в войну - только кровный дед по матери (1) (о нём не сохранилось ничего, кроме фотографии и свидетельства о смерти) умер в 1964 - пулевое ранение в время освобождения Украины, пуля осталась в лёгком, развился кавернозный туберкулёз.
Дед, которого я всю жизнь так называл и по сей день считаю таковым (2), начинал на Халхин-Голе в автобате и дошёл до Кёнигсберга, где принимал участие в боях в составе батареи "Катюш". Подорвался на мине с полным кузовом РСов, полуторка вдребезги, дед отделался лёгкой контузией и дожил до 1985 года в здравом уме; погиб, сбитый машиной. А так бы может и сейчас жив был.
Прадед Алексей (3) воевал в I Мировую (освободил швейную машинку Зингер, работает до сих пор), Гражданскую, в 1942 был призван в 713 БАО (кто знает при какой части он состоял? БАО, это же вроде батальон аэродромного обеспечения) и дошёл до Берлина. Не получил ни единой царапины, только по дороге домой, в Чехии, при подрыве поезда на МЗД повредил руку и потом, по словам бабушки (его дочери) пальцы при письме слегка дрожали. Умер в 1969 от возраста - родом он из 1894 года.
1. Бондаренко Иван Никитович, гвардии лейтенант, возможно, политрук.
2. Осленко Иван Иванович, сержант.
3. Семёнов Алексей Иванович, ефрейтор.
Воевали и другие деды, кто-то из двоюродных вроде даже летал на штурмовике, но достоверных сведений о них нет. Сами деды умерли до моего рождения, а родственники тоже кто помер (не очень хорошая ветвь, много было алкоголиков), а кто не поддерживает связь.
Родной брат Иван Иваныча, к сожалению, правильные фамилия и имя не сохранилась из-за того, что их в детстве "раздали" по семьям, чтобы избежать репрессий (были из зажиточного рода), был танкистом, прошёл Прохоровку, довоевался до Героя, освобождал Одессу и там после тяжёлого ранения остался жить, взяв в жёны медсестричку из госпиталя. Не знаю истинности следующего факта, но вроде бы именно его танк стоит в Одессе как главный памятник освободителям. Может и другие данные найдутся.