О "квадратных" картах.
[FONT="Arial"]Далее - перевод информации с сайта о Кригсмарине (ссылка-ниже).
В течение 2-й Мировой войны, немецкий флот использовал специальную систему определения позиций в море. Он не использовал нормальную систему долготы и широты, которая используется сегодня, но использовал собственную систему - так называемую Marinequadratkarte. Это было сделано, чтобы скрыть реальное местоположение корабля и найти эффективный и короткий способ сообщить о позициях через радиопередачи. Например: U-boats следовали по пятам конвоев и передавали свою позицию и курс весьма часто, чтобы позволить другим U-boats войти в контакт с конвоем и сделать совместную атаку несколькими лодками.
Система была основана на подразделении океана на квадратные области (квадраты), так называемые Großquadrate. Каждый из них был помечен двухбуквенным кодом, например: NA описывает Großquadrat Северного моря или СА - американское восточное побережье в районе Нью-Йорка. Эти Großquadrate не имели одинакового размера и формы, это зависело от расположения на Земном шаре и тактических причин. Например AN и АМ - сектора вокруг Британских островов, были сформированы весьма нерегулярно, в то время как в середине Атлантического океана – такие как CB или CD - были правильными квадратами.
Чтобы дать представление относительно размера Großquadrate, приведем, что сектор AC (область Нордкапа) имел размер края 486 морских миль.
Großquadrate были подразделены на девять секторов, имеют прямоугольную сетку в 3 х 3 элемента, промаркированные от 1 до 9. В случае Großquadrat АС, каждый из тех промежуточных квадратов имела размер границы в 162 морских миль. Положение в одном из девяти подразделений Großquadrat называли с названием Großquadrat, сопровождаемого номером квадрата. Площадь каждого из промежуточных квадратов был снова подразделен на 9 (3х3) квадратов (итого получалось 81 квадрат). Каждый Großquadrat был подразделен на 81-у меньшую площадь, которые были промаркированы от 11 до 99 - без номеров, содержащих 0 (кратных 10). Чтобы описывать позицию в пределах одной из тех меньших площадей - который имел размер края в 54 морских миль, – требовался код из двух букв и двух чисел. Например, AC71 описывал позицию у норвежского Северного побережья.
Каждый из тех квадратов была снова подразделена на 81 меньших по площади квадратов, каждый покрывавший части океана в 6x6 морских миль. И снова, эти маленькие квадраты были промаркированы от 11 до 99, местоположение «CA2745» опишет такой район моря в 6x6 морских миль. В этом примере координаты указали бы в середину нью-йоркской гавани.
Такое местоположение могло быть описано 6–ю знаками кода: двумя буквами и четырьмя цифрами, который был очень эффективным способом передать позицию. Если описывалась область большая, чем 6x6 морских миль - как CA27 или CB1, - «недостающие» до полного формата цифры дополнялись нолями. В этом примере полный код был бы CA2700 и CB1000 (при этом квадрата СВ10 быть не могло – мы помним, что числами, кратными 10 квадраты не маркировались!).
Примечания:
Изображения Kriegsmarine Marinequadratkarte отсканированы с точной копии карты, включенной в компьютерную игру Aces of the Deep Dynamix Inc, (C) Dynamix Inc 1994
Примечания NAVYgator-а:
1. Информация взята с http://www.german-navy.de/kriegsmarine/articles/feature6.html.
Там же смотрите иллюстрации.
2. Перевод отображает логику «англомыслящих» авторов, хотя и с некоторыми стилистическими правками. Поэтому упрощу «по-нашему»:
«Основные» квадраты («ОК») кодировались буквами, например СА.
Сторона каждого «ОК» делилась на 3 части – получалось 3х3=9 квадратов (средних = «СК»).
Эти квадраты нумеровались от 11 до 19 (первый квадрат), 21…29 (второй квадрат) и т.д.
В свою очередь каждый «СК» делился на 9 квадратов 3х3 (меньших = «МК») с аналогичной нумерацией.
Код позиции корабля (лодки) в радиограмме передавался шестью знаками в 3-х группах по 2 знака в каждой: «112233», где
11 - буквенный код «ОК»;
22 - цифровой код «СК», входящего в «ОК»;
33 - цифровой код «МК», входящего в состав «СК».
АС1723: Основной квадрат=АС; Средний квадрат=17; Малый квадрат=23.
3. Про область использования.
Обратите внимание на надпись по верхней границе любой такой карты «жирными» зелеными буквами:
«Für die Navigierung nicht zu benutzen» = Для Навигации не использовать.
У меня нет информации по навигационным картам Кригсмарине, но если учитывать, что между флотом Германии и России (до 1917 г.) а т.ж. СССР (до 1941 г.) было много общего, то следует отметить: В советском ВМФ ведение навигационной прокладки и ведение боевого маневрирования возлагалось на разные посты. И не случайно в СХ3 выделен пост штурмана (навигационная прокладка).
4. О соотношении навигации и тактики.
Для определения места лодки НА СЕТКЕ КВАДРАТОВ штурман должен был сначала определить место лодки В МОРЕ (навигация). После этого можно было наложить координаты лодки на карту с сеткой квадратов, снять кодированное место лодки и отправить радиограммой (тактика).
5. Карты с нанесенными квадратами были СЕКРЕТНЫМИ.
… по верхней границе любой такой карты «жирными» зелеными буквами надписи:
Nur für den Dienstgebrauch = Только для служебного употребления
[FONT=@Gulim][SIZE=3][FONT=Times New Roman]
В рамке на верхнем поле карты:
Dies ist ein geheimer Gegenstand. Mißbrauch ist strafbar = Это есть тайный предмет. Злоупотребление наказуемо.
Не знаю, как во времена Geheime Staatspolizei выполняли инструкцию о секретности “Verschlusssachen-Vorschrift (H.Dv. 99, M.Dv.Nr. 9, L.Dv.99 - vom 1. Oktober 1935 und vom 1. August 1943)», но в договоре между РФ и ФРГ этот режим определен так: « Стороны максимально ограничивают круг лиц, имеющих доступ к информации, определенной как конфиденциальная или "VS-Nur fuer den Dienstgebrauch".»
---------- Добавлено в 00:20 ---------- Предыдущее сообщение было написано Вчера в 23:46 ----------
А также и basurman-y по №83
Осталось только "отключить" отметку ПЛ на навигационной карте, чтобы все это имело смысл![]()