Когда американцы получили за 40$ два самолета, которые у нас стоили 15$, я что-то не встречал высказываний российских ползователей о несправедливости такого положения дел и дискриминации американцев. Когда американский издатель пошел на то, чтобы предоставить своим покупателям два самолета бесплатно, ситуация изменилась. Американская версия сталша чуть выгоднее российской коробки и только. Российский джевел все равно остался самым выгшодным предложением.

Ну, давайте посчитаем.

Коллекционка в штатах стоит 40$. Комплект из 5 самолетов обойдется американцам 40$+7,6$ = 47,6$ или по сегодняшнему курсу (32руб за 1$) получается 1523,2рубля

Коллекционка в России стоит 1200руб. Комплект из 5 самолетов обойдется покупателям российской коробки в 1200+2х246=1692руб

Разница в цене между американским и российским комплектом из 5 самолетов составляет 1692-1523 = 169руб. Или ровно 10%. Разница в десять проценов для международного рынка совершенно обяденное явление. Это практически одна и та же стоимость и вполне может быть объяснена разнице в комплектации - делать значок в России, видимо, чуть дороже, чем печатать карту в США. Даже у нас в России цена коробочной версии на сайте НД была 1400, а я брал в день релиза в магазине за 1199р. Даже в одной стране в разных магазинах разница может быть гораздо больше.

Джевел в России стоит 500р (в среднем). Комплект из 5 самолетов обойдется покупателям российского джевела в 500+3х246=1238руб, таким образом, российский джевел был и по-прежнему остается самым выгодным способом приобретения комплекта из 5 самолетов.

Более того, у россиян больше выбор - что именно им покупать, а без чего они смогут обойтись. Лично я брал коллекционку из-за значка и дополнителного Ньюпора 17 - я еще в дестве читал статья и МК о про Ньюпор 17 и Ньюпор 24бис и рассматиравал их чертежи. Ньюпор 28 меня привлекает гораздо меньше. Я покупал именно то что мне нужно и именно за те деньги, которые готов был заплатить. От того, что американцам что-то досталось якобы "бесплатно" моя покупка не потеряла своей ценности - Ньюпор 17 не стал летать и выглядеть по-другому и выложенные за него 1200р остаются теми же 1200р. А имеющиеся в американской версии Ньюпор 28 и Альбатрос 5 привлекают меня гораздо меньше. Значок я ценю также значительно больше, чем карту. Карта в РоФ не самая удачная, так что произведением искусства вряд ли может быть. А значок как раз таковым и является и мне лично он нравится гораздо больше, чем карта в РоФ. (И я бы очень удивился, если бы узнал, что карта в РоФ вообще кому -либо нравится! ) Раскладка клавиатуры, ИМХО, вообще вещь малополезная - я все-равно поменяю как мне удобнее, так что для меня до сих пор загадка зачем она нужна. Таким образом, лично для меня покупка коллекционной версии остается выгодным приобретением.

Мне лично, эта ситауция видится чисто PR-овской недоработкой. На западе такие "акции" - норма вещей. Сперва продать задорого, а потом сделать маленький подарок - и потребитель будет доволен даже достаточно дорогой покупке. Например, в США есть интересная практика "возврата денег". Покупаешь за 200, а потом тебе чеком возвращают 20. С точки зрения здравого смысла - глупость - проще сразу продавать за 180. С точки зрения отношения - это способ "подтолкнуть" к покупке - "Смотри, тебе за 180 дают то, что другим обходится в 200! Бери скорее!" Американцам продали за 40$ два самолета, потом подарали еще два - и весь американский форум рассыпается в благодарностях. О том, что дополнительные самолеты надо покупать (и вообще надо ли им оно...) уже никто не вспоминает.

Но этот акцент на факт "два самолета бесплатно" отвлекает внимание потребителя от факта "игра за 40$". Но в условиях разных рынков, издателей и способов распространения возникают проблемы. Россияне также воспринимают факт "два самолета бесплатно" и крайне негативно, по тому, что для них бесплатными они не являются. Та же PR-политика в России будет делать акцент на другой факт - "игра за 500р". Что в общем и делалось в свое время. Но тогда на Западе игра не продавалась.

Здесь, мне кажется, как раз хороший пример трудностей международного бизнеса. Особенности разных потребителей и рынков делают невозможным использование известных приемов PR. Хороший прием для Российского рынка будет негативно восприниматься на Западле и хороший прием для Западного будет негативно восприниматься в России. Если бы россияне и американци друг о друге не знали, все было бы замечательно. Но общее информационное поле делает неприемлемыми старые PR приемы и требует создания новых. Глобализация в действии!

И меня это устраивает. Подобные PR приемы мне никогда не нравились - их эффективность основана на сравнении с другими, а не на самостоятельной ценности - это все равно, что самоутверждаться за счет других людей - высмеивая или принижая других. Меня очень радует, что в условиях глобального мира подобные приемы не работают. Здесь требуется уже позитивный PR - покупая игру, человек должен чувствовать себя лучше не по сравнению с другими - русскими или американцами, а по сравнению С САМИМ СОБОЙ до покупки игры.

Если игра будет делать человека лучше, то это будет уже далеко не просто игра. И на мой взгляд, РоФ имеет для этого все основания. Например, я заинтересовался историей Великой Войны и она оказалась весьма любопытной. Таким образом, РоФ пообщряет интерес к истории и позволяет взглянуть с обеих сторон линии фронта. Можно нарисовать образ умного человека, знающего не только свою, но и чужую историю, не только имеющего собственные обоснованные и независимые суждения, но и способного принять точку зрения оппонента - "взглянуть с другой стороны". Лично для меня весьма привлекательный образ.

Кроме того, РоФ позволяет ощутить романтику полета, прикоснуться к исткам авиации, увидеть эпоху зарождения и молодости авиации, когда "деревья были большими", когда авиация еще не стала привычной и повседневной работой и каждый полет был маленьким подвигом, а каждый подвиг - настоящим свершением! Я лично очень люблю книги Сент-Экзюпери - в частности, "Южный почтовый" и "Ночной полет" - в те врмена они летали на Бреге 14 и уж его-то я в РоФ куплю обязательно!

Вобщем, очень бы хотелось бы, чтобы РоФ создавал не только новые модели самолетов, но и новые модели отношений между пользователями, разработчиками и издателями. Продать игру не сложно. Есть куча игр, которые я купил благодаря красивой рекламе и благополучно забросил на полку. Но чтобы стать знаковой, "культовой" игрой, она должна стать частью моей личности, частью моей жизни. Если для какой-нибудь второразрядной аркады достаточно просто "продаться", то для выбранной в РоФ модели распространения это не подходит. Просто для того, чтобы быть, РоФ должен РЕАЛЬНО поднимать человека выше...

Искренне надеюсь, что создатели игры извелкут правильные выводы из ошибок и РоФ станет таким, каким большинству из нас хотелось бы его видеть.