23.07.2009
"Известия" (Москва)
Первой жертвой "Булавы" стал ее конструктор
После серии неудачных запусков он ушел с поста директора
института, разрабатывающего самый перспективный ракетный комплекс
Череда неудач в испытании новой морской межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" привела к отставке директора и?генконструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова. Вчера стало известно, что он написал заявление по собственному желанию. "Известия" писали о возможной отставке Соломонова после провала "Булавы" на очередных испытаниях (см.?"Булава" опять провалила ЕГЭ" от 17.07.2009). По?сути эта отставка означает, что скоро будет принято решение и о судьбе самой ракеты. Однако эксперты и источники "Известий" в?Минобороны уверены, что проект не будет закрыт?- слишком уж дорого он обошелся российскому бюджету.
"Булава" была главной надеждой нашего стратегического атомного подводного флота. Она должна прийти на вооружение новых АПЛ 955 проекта типа "Борей", которые в перспективе станут основой морской компоненты стратегической ядерной триады. Головная лодка этого проекта "Юрий Долгорукий" уже проходит испытания. Еще три корабля стоят в разной степени готовности на стапелях Северодвинского машиностроительного предприятия. Однако без ракет они не более чем атомные плавучие баржи. В этом, собственно, и суть проблемы. Особенно если знать, что "Юрий Долгорукий" обещали сдать флоту еще в 2003 году...
Кто виноват в сложившейся ситуации? Юрий Соломонов? Или время, в которое ему пришлось создавать ракету?
Справедливости ради надо отметить, конструктор Соломонов?- уже легенда. Благодаря ему в безденежные 90-е страна получила на вооружение новую сухопутную баллистическую ракету "Тополь-М".
Специалисты знают, что именно ему удалось сохранить гигантскую кооперацию смежников, Воткинский машиностроительный завод, где производятся "Тополя", ракеты к оперативно-тактическому комплексу "Искандер" и делается "Булава".
- Надо понимать, что своим трудом Юрий Семенович обеспечил стране 40-50 лет паритета в стратегических ядерных вооружениях с США, - говорит член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. - Такие комплексы, как "Тополь-М", РС-24 (многоблочная ракета, которая успешно проходит этап летных испытаний. - "Известия"), в конечном счете "Булава" - это будущее нашей ядерной триады.
Недоброжелатели могут припомнить Соломонову, что, пользуясь своим авторитетом (и поддержкой тогдашнего министра обороны маршала Игоря Сергеева - выходца из РВСН), он сумел перетянуть на себя разработки морской ракеты у профильного Миасского КБ морского ракетостроения. В Миассе делали все наши морские ракеты для АПЛ. На тот момент заканчивали испытания новой МБР "Барк", которая должна была прийти на вооружение двух типов кораблей: АПЛ 941 проекта типа "Тайфун" и 955 проекта типа "Борей". Но разработка ракеты была закрыта после трех неудачных пусков с наземного стенда. Маршал Сергеев убедил правительство, что Московский институт теплотехники сумеет решить задачу быстрее и дешевле.
Говорят, что успех кружит голову не только деятелям культуры и политикам, но и конструкторам. Юрий Соломонов предложил инновационную для отечественного ракетостроения схему создания комплекса: компьютерное моделирование, а следом за ним - минуя стендовые испытания - сразу пуски с борта подводной лодки. Это экономило время и деньги. С Соломоновым соглашались. Ведь "Тополь-М" работает как часы! Значит, и "Булава" полетит! Но все оказалось не так просто... У МИТа нет опыта разработки морских баллистических ракет, нет стендовой испытательной базы, где в режиме реального времени в специальных бассейнах можно моделировать все - от выхода ракеты из шахты подводной лодки до вхождения в плотные слои атмосферы. В итоге систему подводного старта для "Булавы" поручили делать Миассу...
С 2003 года было проведено 11 пусков "Булавы", из которых 6 закончились полным провалом, остальные были признаны частично удачными. У ракеты каждый раз отказывал то один, то другой элемент. То она не могла развести имитаторы ядерных боеголовок, то не срабатывала третья ступень, то давал сбой пиропатрон. В последний раз подвел газогенератор, дающий электроэнергию для системы управления. Чтобы оправдать такую мрачную статистику, замминистра обороны по вооружению генерал армии Владимир Поповкин даже заявил, что разработка нового ракетного комплекса стратегического назначения морского базирования характеризуется высокими техническими рисками. В июне с еще более странным заявлением выступил вице-премьер Сергей Иванов, курирующий оборонно-промышленный комплекс. По его словам, это был "технологический брак", который не удавалось обнаружить ранее, поскольку в создании ракеты участвует около 650 предприятий и проследить за качеством всех узлов невозможно. А в ФСБ даже заговорили о спланированной диверсии и уже готовы были искать саботажников среди конструкторов, инженеров и рабочих.
Уход Юрия Соломонова с поста директора института, конечно, выглядит как признание поражения (исполнять обязанности будет первый заместитель директора Александр Дорофеев). Однако, как говорят источники в ВПК, это не значит, что он не останется главным конструктором комплекса.
- Решение оставить пост директора института лежит полностью в законодательной плоскости, - сообщил "Известиям" замдиректора МИТа Лев Соломонов, брат конструктора. - По закону специалист должен занимать только одну должность, поэтому Юрий Семенович остается главным конструктором комплекса.
Похожая ситуация была и в КБ "Сухой". Правда, там Михаил Погосян ушел с поста генконструктора, чтобы остаться гендиректором. Это позволило ему сконцентрироваться на экономических и производственных вопросах.
Что же будет с "Булавой" как проектом?
- Остановить разработку или передать ее кому-то еще сегодня невозможно! - уверен Лев Соломонов. - Ведь вложены такие деньги, что взять и закончить процесс без результата нельзя.
- Точной цифры затрат на разработку "Булавы" скорее всего не существует, - считает Коротченко. - О них можно говорить только умозрительно. По моим оценкам, разработка комплекса, переоборудование кораблей, проведение летных испытаний, подготовка серийного производства ракеты могли обойтись где-то в 2,5-3 миллиарда долларов. Такие деньги нельзя зарывать в землю! Нужно разбираться с производственным браком. Это дело военных приемок на заводах, надо искать виновных в некачественном исполнении своих обязанностей. И двигаться вперед. Альтернативы "Булаве" нет!
Источники "Известий" в Минобороны подтверждают: "Булаву" попытаются доделать. Для начала - вернут на стендовые испытания. Найдут бракованные детали. Делать это будут хотя бы потому, что лодки проекта 955 уже в "металле" и переделывать их под новые ракеты еще дороже.