Не , с фокой все нормально, на медне прочитал книжку " Я-ИСТРЕБИТЕЛЬ" Артема Драбкина. Первое полное издание. 828 стр.Там интервью с летчиками-истребителями, воспоминая и т.п. Наши летчики хорошо о немецких самолетах отзывались, и о своих тоже. :-)
Примерно так в общей картине выглядит(чисто сугубо по рассказам)
Ишак- сложный,капризный самолет,требует четкого пилотирования , - но очень маневренный. Взлет, посадка на нем - одно мучение. Срывался в штопор мгновенно, н о мог крутить петли вокруг столба. :-) Научишься летать на Ишаке- будешь летать на всем!
Миг - сложный самолет в пилотировании, тяжелый, ниже 4000 тыс.метров - бревно, выше 4000тыс.метров - непревзойденный король! :-) про модиф-ии ничего не говориться.
ЛаГГ - бревно, никто на нем не любил летать, ни скорости,ни маневренности, одно радовало -вооружение. Лакированный Летающий Гроб.
Кобра - хороший,обустроенный, но тяжелый самолет, высотный самолет,летала почти всегда на 4000 метров, прикрышка короче, радовала вооружение, 37 дрын и радиостанция.
Харрикей- тяжелый, с очень толстым крылом самолет, ни скорости- ни маневренности, никто их тоже не любил, летал сам, :-))) для новичков само то. было много переделок в полку, по вооружению и по двигателям, так сказать адаптировали под наши ремонтные базы, самолеты приходили из-за бугра уже отработавшие свой ресурс на других ТВД(Средиземноморье).
Як- отличный, скоростной и маневренный самолет, все его любили, практически народный истребитель, чуть не дотягивал до мессера на вертикале, н о в горизонте уделывал всех немцев. Практически всю войну истребители летали на Як1, Як7,б( про модификации ничего н е говориться) Позднее в полках, к концу 1943 года стали появляться Як9, - хорошие отзывы об этом самолете, практически догнал мессер на вертикале,Як9Т - с дрыном, дрын хорош, н о отказы были, и отдача большая, что заклепки лопались, использовали его вместо тормоза на посадке. :-))Поздние Яки,3,У,- с мотором м107 так вообще супер самолетами были, только горючку быстро съедали, на 45 минут полета- и все, на посадку. Мотор 107 сырой был, сильно перегревался, из-за этого очень много самолетов простаивало в ремзонах, вылетали на проверенных, Як1, Як7,Як9.
Ла5-хороший, надежный самолет, скорость радовала и вооружение, 2ШВАКа, но кабина до самой войны была печкою, летали чуть ли н е всю войну с открытой кабиной, :-) на посадке сложная была ,из-за этого большая аварийность в полках. Живучая была, с дырами, с большими повреждениям пилоты возвращались домой, очень был живуч мотор воздушного охлаждения М82, даже с выбитыми и простреленными горшками летала, :-), в отличии от Яка - одна пулька в область мотора - все закипел!, на базу срочно возвращаться. Использовали на высотах 4000 метров,в прикрышку, там мотор лучше себя вел ,чем на 1000м-2000м, эту нишу отдавали Якам.
Мессер- отличный, скоростной, хорошо вооруженный самолет, маневренный, всегда использовал вертикаль, это его конек. Наши пилоты ничего не могли с ним сделать, разве что только группа прикрытия остается на высоте и ловит выходящих из под атаки месеров. Летали высоко , от 4000к и выше, всегда использовали тактику - упал сверху, попал- не попал - опять вверх свечей. Отрывался также, на форсаже, никто догнать н е мог. Часто дымили после попадания, то белым, то черным дымом , сказывается мотор жидкостного ох-я.
Фокка - отличный, хорошо вооруженный,скоростной самолет, но тяжелый. Если месс мог себе позволить покрутиться, то фока нет, фока всегда использовала свой конек- скорость и вооружение. В лоб с с ней не ходи! 6 стволов, = 4 пушки и два пулемета. Фока, полностью металлический, хорошо бронированный самолет, могла летать с большими повреждениями. Побаивались ее, но сбивали. :-)
-------