Чиновники и либералы предали «Бронзового солдата»

Максим Хрусталев

Известный российский журналист Алексей Венедиктов в эфире радио «Эхо Москвы» заявил, что Эстония имела право на перенос памятника Воину-освободителю в Таллине, известного в народе как «Бронзовый солдат», из центра города на окраину. И подчеркнул, что это было сделано эстонскими властями с соблюдением должного «уважения».

KM.RU как раз вспоминал на днях об этой — преисполненной «уважения» — акции эстонских властей. Демонтаж памятника и перенос останков погибших советских воинов, проведенный 26–28 апреля 2007 года, привели к беспрецедентному в истории современной Эстонии гражданскому противостоянию. Действия властей были восприняты русскоязычным населением как надругательство над памятью погибших воинов и вызвали волну возмущения. Кроме Таллина, беспорядки затронули город Кохтла-Ярве, расположенный на северо-востоке Эстонии. Эстонская полиция задержала в апреле – начале мая 2007 года около 1200 участников беспорядков (это при населении всей Эстонии примерно в 1,25 млн. человек), ранения в стычках с правоохранительными органами получили около 50 человек, погиб один человек – гражданин России Дмитрий Ганин.

Памятник и захоронение в итоге все же были перенесены на военное кладбище на окраине Таллина. Впрочем, вандалы-националисты не могут и там оставить его в покое, о чем уже сообщал КМ.RU.

Инициатор демонтажа памятника, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип накануне этих драматических событий заявил в эстонском парламенте, что возле «Бронзового солдата» захоронены «пьяницы» и «мародеры». До сих пор Ансип не принес извинений за свои слова и действия. Напротив, в прямом эфире телеканала ETV он заявил, что перенос «Бронзового солдата» был необходим, чтобы показать, «кто в этой стране хозяин».

Неужели господин Венедиктов этого не знает?

Может, он не слыхал и о «бронзовом пакете» поправок в эстонское законодательство, как последствие тех событий? 15 октября парламент Эстонии утвердил в третьем, окончательном чтении пакет поправок к более чем 20 законам страны, направленных на расширение контрольных и карательных функций со стороны правоохранительных органов, ограничение личных, гражданских и политических свобод жителей Эстонии, а также на ужесточение наказания за деятельность, направленную против государственных органов власти. Фактически, теперь любое критическое высказывание в адрес органов власти, или их действий, могут расцениваться как «антигосударственная деятельность». Можно представить, что тот же Венедиктов кричал бы по своему радио, если бы что-то подобное предпринял «тоталитарный кремлевский режим»! А, между прочим, этот пакет поправок и назван «бронзовым», потому что внесен был эстонскими националистами после событий апреля 2007 года — чтобы в зародыше пресекать любое возможное возмущение русскоязычного населения неонацистской политикой властей. Похоже, господин Венедиктов вполне разделяет русофобские чувства эстонских националистов. Впрочем, с так называемыми «российскими либералами» всем нормальным людям уже давно все ясно.

Однако, по мнению обозревателя агентства «Регнум» Дмитрия Ермолаева, «Венедиктов поднял тему «Бронзового солдата» в выгодном для эстонских властей ключе именно сейчас, когда в Москве связанные с эстонским транзитным бизнесом лоббистские группировки пытаются предать забвению таллинские события 2007 года и разблокировать развитие российского транзита в направлении эстонских портов. Напомним, что основными локомотивами размораживания российско-эстонских отношений являются министр транспорта России Игорь Левитин и заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов. Это еще раз свидетельствует о том, что российский бизнес, его лоббисты и глашатаи не остановятся ни перед чем ради зарабатывания денег — даже перед священной памятью солдат, отдавших жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Есть ли у таких людей Родина?» — задает риторический вопрос Ермолаев.

Действительно, поведение представителей нашей так называемой «элиты» делает весьма актуальным этот вопрос. Например, известно, что сын ельцинского министра путей сообщения Николая Аксененко, прославившегося коррупционными скандалами, Рустам, ведет активный бизнес в Эстонии — недавно ему было присвоено эстонское гражданство. При том, что в Эстонии его годами не могут получить десятки тысяч проживающих там русских. Сын санкт-петербургского губернатора Валентины Матвиенко Сергей тоже не один год вел бизнес в Эстонии, отстраивая поселки повышенной комфортности для тамошней «элиты». Правда, после демонтажа «Бронзового солдата» он заявил, что как внук фронтовика лично оскорблен и сворачивает свой бизнес в Эстонии. Хотелось бы поверить в это, но сколько еще у нас – помимо Сергея Матвиенко — менее известных и не столь брезгливых представителей «элиты».

К примеру, ближайшая сотрудница Матвиенко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Манилова, находясь в октябре 2008 года с официальным визитом в Таллине, сделала заявление о том, что петербургские предприниматели готовы к улучшению отношений с Эстонией, несмотря на «негативный внешнеполитический тренд». Многие наблюдатели тогда отметили, что Манилова оказалась первым российским чиновником относительно высокого ранга который — отрицая политический контекст — призвал к налаживанию отношений с Эстонией после событий апреля 2007 года.

Чиновница из Санкт-Петербурга, делая заявление о стремлении к улучшению отношений, не потрудилась вспомнить ни слова президента Эстонии про русский язык как «язык оккупантов», ни заявление Ансипа о «пьяницах» и «мародерах». Разумеется, об ущемлении прав русскоязычных соотечественников в Эстонии она тоже не вспоминала – но это, с чиновничьей точки зрения, все же понятно. Если уж даже МИД России отмалчивается по этому поводу, то ей-то чего выступать. Но все же, от высокопоставленного представителя Санкт-Петербурга — странно слышать пожелание об улучшении отношений со страной, в которой на официальном уровне считают героями тех, кто принимал участие в 900-дневной осаде Ленинграда в 1941–1944 гг.

Источник: KMnews