-
Ответ: Откровения "невыездного" (Истинные реалии российской оборонки)
Прошу правильно понять: когда я первый раз написал все нижеперечисленное, я был на 5 лет моложе. Тогда в "Компонентах и технологиях" прошла статья тов.Фрунзе (известного в том числе своими книжками при микроконтроллеры). Эмоций было много, а в сухом остатке осталось следующее (по молодости я путал этапы ОКР и еще много чего):
...Допустим, в середине 70-х было разработано и пошло в серию некое изделие "Пурген". Выпускалось до начала 80-х, с вооружения уже снято. При разработке впервые в СССР (и похоже - впервые в мире) решины-таки принципиальные технические вопросы, но сама разработка и госиспытания немного затянулись. Технология промышленного производства ненамного отличалась от предыдущих образцов, чему порадовался завод-изготовитель. Эксплуатационники поначалу нахлебались всяческих отказов, но за пару лет НИИ и завод довели конструкцию до ума и все стало хорошо. Модификация "Пурген-Э" активно поставлялась за границу, в первую очередь - в Восточную Европу и на Ближний Восток, где приобрела хорошую репутацию.
Опыт локальных войн потребовал проведения одной-двух модернизаций, после чего изделие стало называться "Пурген-М" и в таком виде дожило до наших дней. Соответственно "Пурген-МЭ" за границу тоже поставляли, но в меньшем количестве.
В середине 80-х заказчик уже "раскатал губу" посильнее, но НИИ справился и с этим, и на свет появился, скажем, "Пургофен". Этому суперу отечественной техники всякие заграницы не годились и в подметки, но вызывала сомнения стоимость используемых технологий. Завод построил три новых корпуса, оснастил их самыми навороченными японскими станками, а в инженерном корпусе появился собственный вычислительный центр.
Худо-бедно, но эта система работала и имела полноценные стадии "НИОКР-опытный образец-предварительные испытания-доводка конструкции-госиспытания-доводка КД-подготовка производства..." и т.д. Но началась перестройка... "Пургофен" только успели отвезти на полигон и поползать/поездить/полетать/поплавать с ним. Дальше не то деньги кончились, не то советско-американская дружба помешала.
До середины 90-х все смежники жили, как в страшном сне. Завод кое-как доделал и продал в Фанаберию партию "Пургенов-М", а ведущий НИИ присобачил к продаваемым изделиям два блока от "Пургофена", за счет чего ощутимо улучшились ТТХ. Сам НИИ на остатки госзаказа каким-то чудом разработал КД на переделку "Пургофена" в "Пургофен-М" и собственноручно переделал... один экземпляр. Эксплуатационники делили с военными скромный бюджет, отпущенный на ремонт строевой техники, и без зазрения совести ремонтировали любые блоки, не затрудняя себя обращениями на предприятие-изготовитель.
Где-то в районе 98-99 годов на горизонте снова замаячила Фанаберия, ощутившая необходимость обновления парка вооружений на фоне наконец-то наступившей экономической стабильности. У смежников великий праздник: заключен большущий договор, в рамках которого инозаказчику поставляется несметная партия "Пургофенов-МЭ". С этого момента начинается цирк:
1) Взаимоотношения между смежниками ввиду отсутствия сколь-нибудь разумных ГОСТов (те, что есть, либо устарели, либо сильно "сырые") строятся в основном на личных контактах и тоннах бюрократической макулатуры.
2) Как водится, инозаказчик ориентируется не только на Главных конструкторов (которые неспособны разработать разве что вечный двигатель), но и на мнение российских военных. Те сразу же начинают планировать перевооружение наших нищих ВС новым чудо-оружием ("Пургофен-М" тут же показывают Президенту), в результате чего во всех причастных конторах активизируются сильно поредевшие военпреды (их количество сразу многократно возрастает). К бюрократии инженерной добавляется бюрократия военная.
3) Большинство электронных блоков собрано на импортной элементной базе коммерческого исполнения, но предназначено для работы и проходит испытания, разумеется, в расширенном диапазоне воздействий по климатике и механике. По понятным причинам обратная связь с изготовителем за рубежом практически отсутствует. Кроме того, в данной отрасли разработчик традиционно отстает от общего уровня (сказывается возраст), в результате чего значительная часть комплектующих вот-вот устареет. К моменту, когда серийное производство уже запущено, процесс подачи рекламаций напоминает песенку "У попа была собака", а добрая четверть применяемых микросхем снята с производства. Зато невиданную активность развивают т.н. "вторые поставщики", задачей которых является своеобразная "эмуляция" нормальной снабженческой обстановки для завода.
4) Отечественная элементная база... О, это отдельная песня! Из всей этой "высокотехнологичной продукции" худо-бедно можно положиться только на пассивные компоненты и мелкую логику. Качество всего остального меняется хаотически и никакому контролю в основном не поддается. От всех этих БМК и "микропроцессоров с двумя ручками для переноски" в конце концов удается избавиться опять же за счет заграницы... Немало головной боли вызывают отечественные соединители, особенно некоторые "представители" из серий СНО и СНП.
И все это происходит на фоне того, что производство ведется фактически по эскизной КД (до нормального уровня ее доводят перманентно), а технологическая документация по большому счету появляется ближе к финишу. Зато есть новенькие цеха печатных плат, поверхностного монтажа и прецизионной металлообработки (оборудование куплено, разумеется, "за бугром"), куда водят посетителей...
Ерничать на эти темы я могу и дальше, но вывод, мне кажется, ясен: ВПК болеет той же болезнью, что и вся остальная промышленность: перманентная бюрократическая лихорадка на фоне общей дистрофии. Вдобавок организм, по старой привычке, вместо того, чтобы орать благим матом, прикладывает лапу к уху и рапортует "Так точно! Будет сделано!! Больше не повторится!!!".
Это надо лечить. А вкладывать деньги и требовать отдачи на мировой рынок... То ли еще рано, то ли уже поздно.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума