-
Ответ: Сертификация и производство Sukhoi SuperJet 100
а вот менее помпезная статья, раскрывающая внутренние причины задержек с движками...
***
НПО "Сатурн" сегодня - без преувеличения лучшее двигателестроительное предприятие России. Здесь ведутся работы по основным, критически важным для отрасли программам, таким как создание двигателей для самолета пятого поколения и регионального лайнера Sukhoi Superjet 100. О сегодняшнем состоянии дел на предприятии "ВПК" рассказал его руководитель Илья Федоров.
- В начале февраля в Рыбинске при участии вице-премьера Сергея Иванова состоялось совещание по программе создания двигателя SaM146. Каковы итоги совещания? Как развивается программа? В чем причина задержек в поставке моторов?
- Сегодня мы опаздываем по тем срокам, которые ставились изначально, на два года, а по тем, которые отражают реальную ситуацию, - на полгода. Расхождение графика выпуска двигателей с графиком выпуска самолетов составляет от 8 до 9 месяцев. После смены основного акционера, а основным акционером "Сатурна" сейчас является государство, и прихода новой команды первое, что мы сделали, - перестали врать и объявили, сколько реально мы можем делать двигателей. На тот период - половину двигателя в месяц. Производство было абсолютно не подготовлено к выпуску SaM146. Многие вещи производились на опытном производстве. Мне трудно сказать, почему такие задержки, но, вероятнее всего, отсутствовала определенность с возможностью сертификации, не были понятны объемы выпуска самолетов, минимум на полгода задержка произошла из-за того, что не было средств на программу. Нам даже пришлось занимать порядка миллиона евро у французов.
Затем мы получили бюджетные средства в виде кредитов, обязательств государства перед банками (основной банк у нас - ВТБ), был увеличен основной капитал предприятия в объеме 5,2 млрд рублей. С этого момента мы "поехали".
Сегодня "Сатурн" может выпускать в месяц уже два двигателя. Ближайшая задача - 4-5 двигателей к середине следующего года и в дальнейшем - выход на 150 двигателей в год. То есть в этом году мы делаем 12-13 двигателей SaM146, в следующем - 48-50, затем - 90 и выходим на 150. Под эти объемы закупается оборудование, выделены необходимые средства.
Сергей Борисович Иванов как раз и приехал, чтобы разобраться, каков сегодняшний статус программы и адекватно ли нынешнее руководство предприятия. Насколько я понял, он убедился в наших возможностях. Мы представили ему те цифры, которые сегодня есть, откровенно рассказали о минусах и проблемах, вплоть до технических вопросов и наиболее узких мест: лопатки первой, второй и третьей ступеней компрессора низкого давления. Действительно, их выход у нас слабый, и мы заказали у французов 20 комплектов, которых должно хватить до тех пор, пока мы начнем их делать самостоятельно в необходимых объемах.
- А в чем проблема с лопатками?
- В том, что никто никогда не работал в России с западным материалом для изготовления монокристаллической рабочей лопатки турбины низкого давления. SaM146 - это ведь гражданский двигатель пятого поколения. Отечественный материал ЖС не предусматривает такой конфигурации лопатки - на SaM146 она очень тонкая и высокая, таких огромных температур в холодной части двигателя - гораздо больше тысячи градусов. Кроме того, он не сертифицирован по международным стандартам. Соответственно нам пришлось работать с западным материалом, для этого нужно строго соблюдать технологию, просто-напросто заново учиться. Ведь такая лопатка не льется, а выращивается. Я бы не хотел открывать наших секретов, но это действительно очень сложное дело. Лопатка монокристаллическая, с фиксированной макроструктурой. То есть основная проблема, которая сегодня существует, - технологическая. В ходе изготовления лопаток произошло несоблюдение температурного режима и "ушло" качество. Также несколько изменилась конструкция двигателя, приходилось кое-что переделывать. Это нормально для процесса испытаний. Но сейчас мы пришли к тому, что конструкцию замораживаем.
- Когда будет завершена сертификация двигателей?
- Сертификация будет проведена в конце мая, а на завершение испытаний нам понадобится не более двух месяцев - в течение этого времени нам придется заниматься в основном подготовкой отчетов.
- Сами процедуры испытаний уже завершены?
- Нам осталось несколько процентов. Нужно произвести заброс средней птицы, длительные эквивалентно-циклические испытания и испытания на обрыв лопатки вентилятора. Предварительные испытания на обрыв лопатки мы уже проводили, сейчас с французами договариваемся, на каком двигателе мы будем его делать для сертификации. У нас постоянно в работе находятся 8 двигателей, прошедших более 20 переборок, то есть фактически в ходе испытаний мы сделали 30 двигателей.
...
- Как вам удается преодолевать кризис?
- Кризис преодолевать тяжело, и если бы не поддержка государства в виде увеличения уставного капитала и гарантий по кредитам, то "Сатурна" уже давно бы не было как серьезной организации. Кризис преодолевается путем минимизации расходов - это понятно, увеличением объемов - несмотря ни на что. Мы в этом году на 20 процентов выросли по объемам производства в сравнении с 2009-м. В дальнейшем также собираемся наращивать объемы. Однако основное - это государственная поддержка. Но бюджетные средства должны расходоваться именно на те цели, под которые они выделены. Помощь предоставляется адресно, под конкретные проекты, а не под выплату зарплаты. С зарплатой мы сами разбираемся. К примеру, на программу SaM146 выделены серьезные деньги. Но нам потребуется еще порядка 8,4 млрд рублей для выхода на объем производства 150 двигателей в год. И эти средства, я надеюсь, государством будут выделены.
- В какие сроки они вам нужны?
- В течение ближайших трех лет. Грубо говоря, они нужны просто для закупки оборудования, станков. Учебный центр для переучивания людей обслуживанию этого двигателя мы создали, он открылся 11 марта. А вот станков у нас недостаточно. Нужно закупать обрабатывающие центры, оборудование для монокристаллического литья. Производители - Германия, Швейцария, частично - Япония.
- Какие у вас планы по прибыли и объемам производства на этот год?
- Рассчитываем на 16 млрд объема. Прибыль будет зависеть от того, сколько нам, грубо говоря, скостит государство за пользование кредитом. Потому что фактически всю прибыль у нас съедает уплата по кредитам. Основная проблема сегодня - реструктуризация ранее накопленного долга. Он очень большой, и мы сейчас с Андреем Георгиевичем Реусом занимаемся выстраиванием финансовой модели. Главные задачи на этот год - сертификация SaM146 в мае, выпуск серийного двигателя в июне и дальнейшее изготовление двух двигателей в месяц, а также утверждение и воплощение в жизнь финансовой модели оздоровления предприятия, которая позволит реструктуризировать и уменьшить долговую нагрузку. Объемы важны, но сегодня наша прибыль зависит именно от решения этих задач. Кроме того, "Сатурн" сейчас живет LEN-технологиями. Мы полностью перестраиваемся под бережливое производство. Это серьезная работа. Пока LEN-технологии внедряются на участке, где будет производиться SaM146, затем распространим и на другие.
http://vpk.name/news/37546_saturn_prosit_rabotyi.html
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума