похоже ваш товарищ совсем не в курсе что ФНВ = Форсированный Непосредственным Впрыском, ФН = Форсированный Наддувом.
более того, в документах тех лет вообще не встречается Ла-5ФН, Ла-5Ф все называется "самолет Ла-5 с мотором М-82ФН" и т.д.
а вот двигатель М-82ФНВ в документах 43-го года встречается сплошь и рядом. и в документах КБ, и в актах испытаний бомбардировщиков, истребителей и да в постановлениях ГКО (!!!)
Постановление ГКО №2727 от 10 января 1943 года «О плане производства самолетов и моторов в январе месяце и 1-м квартале 1943 года» считало важнейшей задачей завода №21 в I квартале - осуществить перевод всех самолетов Ла-5 с М-82 на постоянный форсаж и начать выпуск первых серий самолетов Ла-5 облегченной конструкции с М-82ФНВ (форсированными с насосами непосредственного впрыска). Но на этом пути встретились два препятствия. Первое - повторить конструкцию крыла «Дублера» с металлическими лонжеронами в серии за¬вод №21 в то время не мог, поскольку не имел требуемого металлорежущего оборудования и рабочих-металлистов. Пришлось пока оставить серийное крыло с деревянными лонжеронами. Второе препятствие было связано с организацией серийного выпуска моторов М-82ФН (третья буква «В» в обозначении мотора вскоре исчезла). Собственно, завод №19 мог про-изводить эти моторы без особых проблем, но наладить крупносерийный выпуск насосов НБ-ЗУ на заводе №296 не было никакой возможности. До сих пор эти насосы производились единицами вручную рабочими высокой квалификации. Для опытных работ больше и не требовалось. Но теперь их нужно было производить сотнями штук в месяц, а для этого требовалось высокоточное станочное оборудование, которого в стране просто не было. Тем не менее, было решено начать серийное производство М-82ФН в том количестве, которое сможет обеспечить насосами завод №296, а остальные моторы М-82 выпускать в варианте «Ф» с карбюратором. Предполагалось, что постепенно выпуск насосов НВ и, соответственно, моторов М-82ФН будет нарастать, а карбюраторных М-82Ф - снижаться, до полного вытеснения последних. Таким образом, завод №21 был поставлен перед необходимостью производить самолет Ла-5 в двух модификациях.
боюсь если ваш знакомый считает постановления Государственного Комитета Обороны "разговорным жанром" ему рано писать статьи.
P.S. ничего личного.
P.P.S. только сейчас заметил какого года тема![]()
![]()
![]()
и в каком году ответил...
![]()
![]()
исправлять не буду.