Кулер нам всем судья
Недозагрузка карточки происходит из-за недооптимизации или не до синхронизации CPU<->GPU.
То, что вдали упрощенно не вся правда - там могут быть модельки попроще,
но их количество не уменьшается, а растет по квадрату, невысокие затраты на рендер обьекта, при возрастании их числа - тоже растут
(частично положение спасает Инстанс). В ИЛ2 домики и деревья в Берлине давали тормоза, а если дальность отрисовки их сократить, то FPS Хорошо вырастает.
И обьекты не стоят как истуканы, с ними колидятся пульки и бомбы. Чем больше видимость, тем больше проверок (если оружие дальнобойное).
Земля, вода, облака вдали также отжирают ресурсы - это реальные обьекты, а не халтурные кубы-ширмы с красивым закатом.
Попробуйте заценить в ИЛ2 4.09 разницу в ФПС LandGeom=2 vs LandGeom = 3 . А это только земля дальше рисуется...
Расчет теней в шутерах делается на ничтожной дистанции. В симе же требуется диаппазон от винтиков кокпита до нескольких десятков КМ.
И чтобы избежать ступенек и прочих артефактов текстуры в которых расчитываются тени - гораздо более высокого разрешения
и количество их больше.