Цитата Сообщение от andersbravers Посмотреть сообщение
МАССА САМОЛЕТА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. Я думаю все эти тряски тем более проявляются, чем больше G-перегрузки и (или) меньше массы самолетов, чем ближе к "запредельному" состоянию самолета, что-то вроде плоского штопора, когда человека прижимает к креслу (турбулентностям, флаттерам). Т.е. на истребителе они должны чувствоваться больше, чем на бомбере, так как истребитель со своей меньшей массой и лучшей управляемостью способен создать бОльшие кратковременные перегрузки. Это все равно, что ехать по дороге на "копейке" или на "Волге". Также если маневры в разумных пределах, плавные, так не должно трясти даже на "маленьких" самолетах. Решающим является, как тут правильно заметили, "крутизна" маневра. Если в легком Як-18 во время ПЛАВНОЙ "мертвой петли" можно даже не пристегиваться, голова не трясется, то если резко рвануть ручку на себя, то тут не только голова затрясется (все равно, что "дать резко руля" на автомобиле). Для маленького самолетика резкость управления - жизни подобна, особенно для истребителя, а большой самолет спроектирован специально с меньшей реакцией на органы управления (иначе не завидую пассажирам и грузу, хе-хе).
Я думаю все вы правильно говорите. А про бомберы тут вообще не может быть речи, по моему только истребители и рассматриваться должны. А на истребителе, даже при резком создании перегрузки летчик знает что будет делать в следующий момент и рефлексы автоматически срабатывают на компенсацию. Другое дело пассажир при спортивном пилотаже например на Су-26, если его не предупреждать про начало маневров, то может и поболтать.
Сам летчик ИМХО в состоянии компенсировать перегрузки. Особенно если учесть присутствующую в БоБ (на мой взгляд) гипертрофированную инерционность по всем осям.