Эх, поздно заглянул в тему. А то написал бы раньше.
См. вложение: Ил-2 л-та Соболева из 46 ШАП после вынужденной посадки.
46-й ШАП был единственным штурмовым полком на Ил-2, воевавшем на Северном флоте.
Ветеранский значок также прилагается.
Ил-2 служили и в ВВС Северного Флота, когда в июле 1943 г. переведенный из ВВС Балт.Фл. 46 ШАП сыграл ведущую роль в уничтожении немецкою каботажного плавания. Уже 7 июня экипажи полка послали на дно одно судно и повредили другое, а 23 июня - в тяжелом бою с 12 военными судами и группой Ме-110 из 13(Z)/JG5, четыре Ил-2 под охраной 16 истребителей потопили очередное судно и 2 малых корабля охранения без потерь со своей стороны. Без сомнения самым результативным пилотом ВВС Сев.Фл. был капитан С.А.Гуляев служивший в 46 ШАП из 14-й ШАД, который в период с марта 1943 по май 1944 г. потопил 5 судов, выполнив едва ... 15 боевых вылетов!
http://www.airpages.ru/ru/il2_3.shtml
23.06.1943 г. восемь "Харрикейнов" из 78-го иап СФ, ведомые капитаном B.C.Дорошиным, а также четыре Р-39 из 2-го гв. иап СФ сопровождали восемь Ил-2 из 46-го шап СФ и "Бостоны" из 9-го гв. мтап СФ, которые имели задачу потопить два транспорта в районе Вадисо. По немецким данным все суда конвоя все же сумели дойти до порта предназначения. Советская сторона потеряла три "Харрикейна" из 78-го иап, один Ил-2 из 46-го шап и один "Бостон" из 9-го гв. мтап. Во время атаки цели был сбит командир эскадрильи капитан B.C.Дорошин.
http://allaces.ru/p/episode.php?id=370
10.05.1944 г. экипаж самолета Пе-3 118-го рап ВМФ (летчик ст. лейтенант Н.Я.Турков), производя воздушную разведку вдоль побережья Северной Норвегии, в 18 час. 40 мин. на меридиане мыса Сверхольт-клубб обнаружил конвой противника в составе 6 транспортов, 4 эсминцев, 4 тральщиков, 8 сторожевых кораблей и 6 катеров, идущий курсом на восток 10-узловым ходом.
Командующий ВВС Северного флота генерал А.X.Андреев принял решение разгромить конвой. Командирам 5-й мтад ВМФ полковнику Н.М.Кидалинскому, 6-й иад ВМФ генерал-майору авиации Н.Т.Петрухину и 46-го ШАП ВМФ майору П.М.Михайлову было приказано нанести удар по конвою противника минно-торпедной авиацией в районе Конгсё-фиорда, штурмовой авиацией — южнее Вардё. Истребители 6-й иад ВМФ должны были обеспечивать действия ударной авиации.
В соответствии с решением командующего были созданы тактические группы для нанесения трех ударов.
Первой вылетела на боевое задание группа майора А.Н.Волошина из 6 торпедоносцев Ил-4, 7 легких бомбардировщиков "Киттихаук" и 5 истребителей "Аэрокобра". В 1 час 29 мин. 11.05.44 г. в районе Конгсё-фиорда ведущий группы обнаружил конвой противника, известил по радио самолеты группы и пошел на сближение с целью. Торпедоносцы сбросили по кораблям конвоя 6 торпед. Ими был потоплен транспорт водоизмещением 6 тыс. т и поврежден сторожевой корабль. Бомбардировщики "Киттихаук" также сбросили бомбы по транспортам конвоя. Истребительного прикрытия над целью не было. Патрулировавшие над кораблями 2 Bf-109 при появлении наших самолетов ушли в сторону берега. Советские самолеты над целью обстреливались сильным огнем зенитных установок кораблей.
Вторая группа майора С.К.Литвинова в составе 4 торпедоносцев "Бостон", 6 бомбардировщиков "Киттихаук" и 10 истребителей "Аэрокобра" по тому же конвою сбросила 8 торпед. Торпедами потоплен сторожевой корабль и поврежден транспорт водоизмещением 6 — 8 тыс. т. "Киттихауки" с пикирования сбросили бомбы по кораблям охранения, после чего обстреляли их пулеметным огнем. Истребители "Аэрокобра" встреч с противником не имели.
Третья группа старшего лейтенанта С.С.Рольбина в составе 6 Ил-2, 6 Як-9 и 6 "Киттихаук" в 4 час. 00 мин. в районе Сюльте-фиорда с пикирования нанесла бомбоудар по судам конвоя и потопила сторожевой корабль. Огнем зенитной артиллерии кораблей противника был сбит 1 "Киттихаук" и повреждено 3 Ил-2. При отходе от цели советские истребители прикрытия вели воздушный бой с 16 истребителями Bf-109 и Fw-190. В этом бою противник потерял 3 "Мессершмитта".
За конвоем вели непрерывное наблюдение воздушные разведчики. В 7 час. 15 мин. по радио на командном пункте ВВС флота было получено сообщение: "Конвой проходит Буссе—Сунд". Начальник штаба ВВС флота генерал-лейтенант авиации Е.Н.Преображенский приказал командирам частей срочно создать 5 тактических групп и нанести повторный удар по конвою противника. Одновременно для блокирования близлежащих вражеских аэродромов запрашивалась группа самолетов-истребителей 7-й ВА Карельского фронта.
Всего по конвою североморцы произвели 10 последовательных ударов с общим количеством 217 самолето-вылетов. В результате было потоплено 2 транспорта общим водоизмещением 10 тыс. т, 4 сторожевых корабля, повреждены тральщик, эсминец, сторожевой корабль и 3 транспорта. В воздушных боях сбито 8 Bf-109 и 1 Bf-138 (?). 33 истребителя "Аэрокобра" 7-й ВА блокировали аэродромы Дуостари и Салмиярви.
Североморцы потеряли 6 самолетов: 1 "Бостон", 1 Ил-2, 3 "Киттихаук" и 1 "Аэрокобра".
По количеству примененных средств и продолжительности воздействия по конвою этот удар был наиболее мощным по сравнению со всеми ранее проведенными. Конвой подвергался непрерывному воздействию нашей авиации в течение 11 часов. На транспорты конвоя было сброшено 28 торпед. Однако основной цели ударов все же достигнуть не удалось — из 6 транспортов было потоплено только два. Разгрому конвоя помешали сильное артиллерийское противодействие атакующим торпедоносцам с кораблей эскорта и разновременность ударов высотных и низких торпедоносцев. При организации ударов не были предусмотрены штурмовые действия для подавления ПВО кораблей охранения.
В последующие два дня по этим же транспортам, стоящим в порту Киркенес, в течение 6 часов было произведено еще два комбинированных удара. В ударах участвовало 152 самолета: 9 Ил-4, 24 Ил-2, 55 "Киттихаук" в варианте бомбардировщиков и 64 истребителя сопровождения. Кроме того, удар обеспечивали самолеты-истребители 7-й воздушной армии и самолеты-разведчики 118-го рап ВМФ.
Результат двух последних ударов был весьма высоким: потоплены 2 транспорта, лихтер, баржа и сторожевой катер, повреждены 4 транспорта и каботажное судно.
http://allaces.ru/p/episode.php?id=627
БОЙ 11-14 МАЯ 1944. АВИАЦИЯ СФ ПРОТИВ КОНВОЯ Е118 (Rp-118-Ki).
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=2571&p=1
"Киттихауки" против Кригсмарине: действия советских истребителей - бомбардировщиков над Баренцевым морем в 1944 г. (про Ил-2 из 46 ШАП там тоже есть)
http://www.airaces.narod.ru/all/kittihowk.htm
Катунин Илья Борисович - капитан, зам. командира эскадрильи, 1908 г., г. Гомель, еврей, член КПСС; Маркин Андрей Михайлович - сержант, стрелок-радист, 1922 г., г. Ленинград, русский, член ВЛКСМ; 46 шап ВВС Северного флота; 23 апреля 1944 г., в Баренцевом море таранили и потопили транспорт противника водоизмещением 5000 т. Герои Советского Союза. Указ от 31 мая 1944 г. Зачислен навечно в списки Н-ской части
http://uprava.maryno.net/Istoriy_voyni_18.htm
Описания боев с разбором полетов: 4 июля 1943 г.
Павел Пашков:
Сегодня наткнулся у Родионова на интересное описание4 июля 1943, поздно вечером, шесть Bf109G возглавляемые Тео Вайссенбергером вылетели на прикрытие своего морского конвоя в район Киркенеса. Уже в воздухе береговые посты ВНОС сообщили ведущему о появившемся советском разведчике Пе-2. И действительно, на подходе к ордеру Вайссенбергер обнаружил двухмоторный самолет. На самом деле это был Пе-3 и его штурман, в этот момент передавал по радио в третий раз координаты немецкого конвоя, его состав и погоду в районе цели. Надо сказать, что советские пилоты отметили в своем сообщении наличие прикрытия в составе пяти истребителей, но "Мессер" ведущего, отделившийся от общего строя, они не заметили. Сблизившись с "пешкой" он смог успешно атаковать советский самолет. Оставляя шлейф дыма, "Петляков" начал снижаться, уходя прочь от конвоя.
Именно в эти минуты с аэродрома Ваенга-2 для удара по конвою взлетали пять торпедоносцев (три ДБ-ЗФ и два "Хэмпдена") и пара штурмовиков Ил-2 (для подавления зенитного огня кораблей эскорта) из состава 6-й мтад Северного флота под командованием командира 9-го гв. мтап гвардии майора Костькина. Их прикрытие возлагалось на семь "Аэрокобр" 255-го иап. Несмотря на благоприятный прогноз погоды над целью, в районе аэродромов метеоусловия не баловали: с самого утра низкая облачность закрывала вершины сопок, и поэтому на задание вылетели самые подготовленные экипажи.
В районе полуострова Рыбачий, у самого побережья Ледовитого океана, соединение наткнулось на сплошную облачность ниже ста метров и дождь. Ведущий "Аэрокобр", несмотря на запрет майора Костькика, развернул истребители на обратный курс и вернулся на свой аэродром. Торпедоносцы и штурмовики, оставшись без прикрытия, продолжили полет к цели. Вскоре в районе мыса Скальнес облака остались позади, впереди был немецкий конвой, над которым по докладам уцелевших кружили "7 ФВ-190, 4 Me-109, 3 Me-110 и 1 Хе-115".
Зенитные расчеты боевых кораблей и транспортов открыли по приближающимся советским самолетам сильный зенитный огонь, а истребители противника устремились в атаку. Согласно официальной немецкой версии, зафиксированной в книге В.Гирбига "5-я истребительная эскадра "Полярное море"" (W.Girbig. Jagdgeschwader 5 "Eismeer") "наземные посты передали предупреждение о появлении соединения противника над северной оконечностью полуострова Рыбачий. Через 10 минут оно уже было на месте, строй из 25-30 бомбардировщиков и торпедоносцев направлялся к цепи. Впереди шла группа старых английский бомбардировщиков "Хэмпден",.. за ними - строй Ил-2, еще строй Пе-2 и несколько "Бостонов"". Простой подсчет, показывает, что если уцелевшие советские экипажи завысили число вражеских самолетов с в 2,5 раза (с 6 до 15), то немецкие летчики не поскупившись - более чем в 4 раза (с 7 до 30). Единственно в чем последние не ошиблись: рядом не было ни одного краснозвездного истребителя...
Фактически все могло закончиться трагически для наших пилотов еще на подходе к конвою, но пара штурмовиков Ил-2 выйдя вперед, произвела залп реактивными снарядами по приближавшимися на встречном курсе "Мессершмиттам". Опасаясь попаданий, стервятники шарахнулись в стороны открывая путь торпедоносцам. Развернувшись, "мессеры" навалились на "горбатых" и спустя несколько секунд в воду рухнул экипаж командира 1-й эскадрильи 46-го шап капитана Л.Г.Колтунова со штурманом эскадрилий лейтенантом А.В.Корсунским. Затем настала очередь торпедоносцев, упорно шедших сквозь огневую завесу. К сожалению, все пять сброшенных ими смертоносных сигар прошли мимо целей. Экипаж второго штурмовика сбросил бомбы, но с каким результатом, выяснить не удалось. Правда, архивы сохранили воспоминания воздушного стрелка В.И.Саяпина:
"...Дорохов, отбив атаку "стодевятого" пошел на цель и с высоты 150 метров сбросил бомбы. Мы видели прямое попадание в транспорт, который сразу же загорелся. Осколками своих бомб повредило плоскость, а взрывной волной сильно подбросило наш самолет.
После выхода из атаки нас в лоб атаковали шесть Me-109. Один был сразу сбит Дороховым, а остальные продолжали нас преследовать. Один за другим с задней полусферы атаковали истребители наш штурмовик, я потерял счет этим атакам. Один "Мессершмитт" мне все же удалось сбить. Вот уже рукой подать до полуострова Рыбачий, а "стодевятые" назойливо атакуют. Вдруг в кабине что-то зашипело. Дорохов рядом с собой обнаружил неразорвавшийся снаряд. Едва он успел его затолкать под сиденье, как раздался глухой взрыв - взорвался топливный бак. Мы стали стремительно падать. Из последних сил Дорохов посадил самолет на воду. В те считанные секунды, которые бронированный штурмовик может продержаться на воде, я сам выбрался, отстегнул лямки и вытащил из наполнявшейся водой кабины потерявшего сознание своего командира.
Спасательный жилет Дорохова был пробит и не сработал. Лодка также не наполнилась воздухом, запутавшись в стропах парашюта. Мне все же удалось надуть ее и втащить на нее командира. Сам я остался в воде и старался грести к берегу. Но сил надолго не хватило, холодная вода сводила руки, а ноги в сапогах тянуло вниз. Сбросив их, на какое-то время стало легче. Дорохов, заметив мое тяжелое состояние, со словами: "Витя, идти на дно, так вместе" и сделал попытку оставить свое "привилегированное" место в лодке. После короткой борьбы я не дал ему этого сделать. Когда казалось, что все уже кончено и мы погибнем, запели свою любимую песню "Раскинулось море широко... " И в этот момент я услышал всплески весел. К нам плыли на помощь батарейцы с полуострова, видевшие наше падение."
Разворачивавшиеся на обратный курс советские самолеты подверглись многочисленным атакам истребителей противника. "Хэмпден" гвардии майора Ф.Г.Шепилова и ДБ-ЗФ гвардии капитана В.П.Балашова, подбитые истребителями противника еще при сближении с конвоем, совершили вынужденную посадку на воду и затонули. Экипажам торпедоносцев с помощью надувных резиновых лодок удалось самостоятельно добраться до берега.
Гвардии младший лейтенант А.А.Мартынов после сброса торпеды пытался увести свой "Хэмпден" в облака, но, не дойдя до них, потерял скорость и был вынужден начать снижение. После чего самолет подвергся ожесточенным атакам "Месершмиттов". В конце концов горящий самолет упал в воду на расстоянии полукилометра от берега в районе Вайталахти. Экипаж подобрала шлюпка, высланная с берега полуострова Рыбачий.
Лишь двум ДБ-ЗФ с многочисленными повреждениями удалось вернуться на свой аэродром. Торпедоносец гвардии лейтенанта Дубинца получил более ста пулевых и осколочных пробоин, а сам летчик был ранен в ногу. После этого боевого вылета в составе 9-го гв. мтап в строю не осталось ни одного боеспособного самолета: единственный оставшийся в полку "Хэмпден" и четыре ДБ-ЗФ требовали продолжительного ремонта.
Вернувшись на свой аэродром, Тео Вайссенбергер заявил о семи сбитых вражеских самолетах, а один из Ил-2, сбитый в 21:54 в районе полуострова Рыбачий стал его 100-й воздушной победой на Полярном фронте. Это считалось самым высшим достижением по числу сбитых вражеских самолетов в течение одного дня среди "полярных охотников". Всего же пилоты претендовали на уничтожение 16 самолетов (семи "Хэмпденов", пяти Ил-2, трех Пе-2 и одного "Бостона")!!
Наши пилоты и посты береговые посты ВНОС, наблюдавшие за этой бойней, тоже не поскупились, сообщив что в воздушном бою было сбито "5 Me-109, 1 ФВ-190 и 1 гидросамолет Хе-115", а в результате торпедного удара "потоплен один транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн и два повреждены". Согласно немецких данным - ни в воздухе, ни на воде, в этот день потерь не было (3480).
http://wardays.ru/world2/34/