Тоже решил создать тему в этой ветке--отвлечь всех от ругани на форуме
Дело близится к финалу- думаю пора вас просветить про наш тренажёр
(изначально статья была написана Владом Малышевым(Alaska) , я решил немного дополнить и кое-что поправить).
Достижение высокого уровня профессионализма лётного состава невозможно без прохождения такого этапа, как тренажёрная подготовка. Только при использовании различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров) достигается приобретение, поддержание и совершенствование действий экипажа в особых случаях полёта. Кроме того, отработка практических умений и навыков лётного персонала на тренажёрах позволяет снизить себестоимость обучения при обеспечении высокого уровня безопасности (ну с этим высказыванием я не совсем соглашусь т.к. после показателей ---практических –теоретических , большого налёта на ТЛ приходилось тупо переучивать курсачей .Отучать их от кабины –тупого выпячивания глаз на приборы. Схватывал всё и вылетал самостоятельно быстрее, как не удивительно, тот кто больше всего пропустил полёты в училище на КТС .На реальном самолёте полёт –ВИЗУАЛЬНО-ПРИБОРНЫЙ ---А именно – необходимо постоянно смотреть на обечайку сам. –на горизонт –чувствовать самолёт а уж потом(обязан) видеть все приборы и контролировать их показания .Если вспомнить ту методику –то на любой фигуре пилотажа распределение внимания проходило постоянно или через АГД или обечайку сам. Кстати –многих курсачей (как не странно) пришедших с налётом приличным на як-18 (из ДОСААФ) и т.д.приходилось списывать –тоже как вы спросите странно – А почему,? .А потому что разные типы самолётов –разные ощущения а самое главное разные посадки. В воздухе и медведя можно научить летать –а ВОТ ПОСАДКИ не каждого. .Итог---- многих вылетевших САМ. на яках в ДОСААФ ---не проходили программу обучения –и мы их списывали .А вообще многих приходилось отучать от ТРЕНАЖЕРА .Ломать судьбу –жизнь и т.д. . ТРЕНАЖЁР –это зло .Почему –зло .Та потому- как можно представить ,почуствовать (внизу живота даже) во всей реалии взлет , полёт на живом самолёте или развалившись в кресле -в одной руке бутылка пива в другой джостик. .Мой первый взлёт на Л-29. ЭТО ЖЕ СКАЗКА –ЭТО просто даже не знаю как сказать –это как ………как выразить те ощущения первого отрыва от земли.
Маленький пример вспомнил .В 2007 году случайно в Харьков приехал один знакомый программист из РОФ ( кажется разрабатывал наземку ) Андрей Рыбалко . И я поволок его и Влада Малышева на наш аэродром под Харьковом в Коротичи полетать на Л-29.Удовольствие конечно для меня вышло недешёвым .Каждый полетал и покрутил с инструктором пилотаж над полосой по 15мин. за 150 у .е каждый. Но главное итог -видели бы вы их глаза –восторг и т.д. .Дальше ещё интересней—оба как то быстро охладели к ил-2. Андрей забросил разрабатывать РОФ а Малышев вообще забросил летать в ил-2.Вот что такое реальность .Может случайность а может и реальность.
У нас же другой случай .Я хочу чтобы вы поняли –почувствовали хоть чуть- чуть тот кайф –адреналин, пилотируя ил-2 из кабины ТЛ-29 ..Налетавшись дома в ил-2 –тупо тянувши джостик на себя до пупа –двигая педалями как на катамаране по морю---бросая самолёт во вращение с скоростью бешеного волчка ну и т.д. ТЛ-29--- ПОЧТИ реальный самолёт тем более ИСТОРИЧЕСКИЙ-РЕЛИКТ. Дальше о самом тренажере, что это такое и чего мы добились и сделали.
Восстановление тренажера ТЛ-29.
На нём летал Сам Юрий Гагарин
Я в апреле месяце 2007 года купил ТЛ-29 (или выкупил тогда ) без задней мысли –просто было жалко –как можно пускать такую красоту на 500 кг дюраля и цветмета.
Тренажер ТЛ-29. Кабину, по сути, уже списали. Забрали мы её практически из-под "болгарки". Я не Лев Толстой, но все равно попробую описывать все свои мысли. (Здесь и дальше кое где Малышевский текст) Когда я принимался за это, как внешне казалось безнадежное мероприятие, так на руках была кабина производства фирмы "Тесла" 1967 года выпуска . И на нём- КТС Л-29 лично летал ( обучался тогда(1967г) Юрий --да и не только ОН –а и все первые космонавты) .П –к Губчик перевёз ТЛ-29 в Харьков при переводе в училище ХВВАТУ. Все эти годы тл-29 стоял на кафедре аэродинамики .И мало кто им пользовался—берёг его видно п-к Губчик .Сохранился тренажёр в идеальном , оригинальном состоянии. Да и зачем ТЛ-29 нужен технарям. Если бы ТЛ-29 попал к нам в ХВВАУЛ---могу представить , чтобы от него осталось даже 10 лет назад. Видно судьба. .Случайно узнал о нём .Тем более я начал в том году (2007) ЛЕТАТЬ В ИЛ-2 . .(подсадили опять на <наркотик>).
И была четко сформулированная задача: - восстановить тренажер. А вот как это сделать? По сути, эта задача не просто восстановления работоспособности техники почти полувековой давности, а коренная переделка всех систем, отвечающих за работоспособность устройства. Мало того, мы замахнулись не просто на переделку, а на создание комплекса, способного работать под различными управляющими симуляторами. Начиная с Ил-2 "Забытые сражения", заканчивая тем, что сейчас еще только пишется и находится в разработке.
Очень много внимания при начале проектирования было уделено сохранению аутентичности устройства. Помог случай. Я нашёл ( а точнее опять же выкупил) эксплуатационные документы (Журнал отказов, технические описания и т.д.), подтверждающие что в 1967-70 гг. тренажер эксплуатировался в в/ч 21215 - ныне "Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина."Номера (лэйбы) всё совпадает.
Еще с нами поделились информацией о том как, бывший зам. начальника ХВВАУЛ по научной работе п-к Губчик А.А. рассказывал, что на тренажере занимался научной работой Ю.А. Гагарин. Сам Губчик, как говорит авиационная молва, был у Гагарина рецензентом на дипломном проекте в академии им. Н.Е. Жуковского.
По данным, указанным в наших формулярах, получается - кабина находилась на летной базе отряда космонавтов (в/ч 21215. ) .Да, везде на документах и формулярах стоит печать части. К сожалению, пока нет подтверждения, но теоретически на ней мог тренироваться весь состав первого отряда космонавтов. Выходит, на руках оказалось не просто полтонны металлолома, а историческое устройство.
Сейчас уже можно сказать, что от первоначального облика у тренажера изменилась только верхняя часть РУСа и часы. Ручку пришлось поменять, так как родная ручка на Л-29 очень не насыщена кнопками и переключателями,--заменили от Миг-21см а часы –купил у воинов.
Всю работу по восстановлению можно разбить на несколько этапов:
1. Оценка состояния узлов и механизмов, электроники.
2. Определение первоочередности направлений работ.
3. Первоначальное проектирование систем.
4. Проектирование:
а. Общей компоновки.
б. механики - узлы имитации нагрузки по каналам управления.
в. электроники - блок сопряжения с ПЭВМ, блоки логики по отдельным каналам управления, проектирование датчиков каналов управления.
г. блока имитации звуковых, вибрационных эффектов. Блока слежения за положением головы и управлением камеры в симуляторе от положения головы виртуального пилота.
д. выбор устройства вывода (проектор, система проекторов, монитор или телевизор с большой диагональю).
е. силовая схема для всех необходимых напряжений.
ж. параметров ПЭВМ.
5. Сборка и установка систем
6. Регулировка
7. Покраска, восстановление внешнего вида.
На первоначальное проектирование у нас ушло примерно два месяца. Параллельно пошла работа по замене проводки на всех приборах, лампочках, кнопках и тумблерах. В этой работе очень помог выпускник ХАИ Игорь Токарь. Он очень четко понял задачу и уже в конце июня в кабине заработали первые тумблеры и кнопки . Это было просто чудо когда на тл-29 нажимаешь кнопку уборки шасси и в ИЛ-2 они тоже убираются и загораются красные лампочки на табло и в кабине тренажёра. .. Параллельно мы определились с механикой. Было принято решение не использовать родной тренажерный блок имитации усилий на каналах управления. Был разработан оригинальный загрузчик, позволяющий пока только статически изменять усилия на ручке и педалях. А впоследствии, есть возможность доработать к нему блок изменения нагрузок на ручке в зависимости от скорости и высоты виртуального полета. Пока ограничились загрузкой органов управления усилием пружин.
Долго выбирали , куда выводить картинку. Даже провели тесты проектора, но + экономика сказала свое "Я". Соотношение цена/ресурс у проектора не лучшее. Поэтому по итогу остановились на телевизоре с TFT матрицей. Тем более угловое разрешение пикселя оказалось всего в 1,5 раза ниже чем у проектора. Да и цветовая гамма получше.
Активное участие в восстановлении и помощь нам оказывают большое количество людей. Программированием и компьютерной частью тренажера пригласили заниматься студента первого курса ХАИ Стаса Воловика(=UAb=Raptor). На него упала вся программная часть по программированию кнопок под разные самолеты в симуляторе "Ил-2". Для помощи в решении этой задачи нам пришлось привлекать даже программистов из команды "Gennadich Team" г. Москва. Фирма пишет новый авиасимулятор, (сори уже написала) охватывающий период 1918-1968 гг.
Андрей Рыбалко (бывший программер Gennadich Team ") посоветовал нам оригинальный язык программирования, с помощью которого Стас написал интерфейсные модули, позволяющие например, с помощью одной кнопки выполнять разные функции. Так например, модуль понимает однократное нажатие и "нажали-подержали" по- разному. Это позволило не плодить кучу кнопок под "шифты, альты и контролы", и уменьшить количество электроники и реле.
Нам помогают многие добрые люди. Это и руководитель Украинского подразделения фирмы "Saitek". Александр поставил нам устройство, имитирующее вибрацию. А также специальный планшет с мышкой(крепится на колено ) - клавиатура этой же фирмы позволяет увеличить количество функциональных кнопок в разы .Вводить команды для игры и общаться в онлайне по чату. Ведь кабина Л-29 не приспособлена под функциональность самолетов 4-го поколения. Приходится немного хитрить и часть редко используемых функций выносить на планшет.
Хочу так же сказать спасибо Паше Курило(=UAb=Hedgehog) (. Он не просто выступал покорным слушателем, но и творческим и технически подкованным оппонентом. То и понятно - бывший зам. нач. цеха ХАЗа , вот только сейчас компьютеры собирает +..
В оформлении внешнего вида, оригинал - макета, помог художник Олег Корж.(=UAi=Flash=75) Творческий человек, неподдельно влюбленный в небо, сделал очень красивый макет оформления.
На конечном этапе, но очень толково нам помог, и помогает, работник модельного цеха ХАЗа Виталий Долженко.
Пару лет у нас прошли под знаком "что-то начало получаться". Спалив два раза контроллер управления, и взорвав на нем микросхему мы потихоньку продвигались к цели. Это сейчас датчики прочно привязаны к тягам и положение датчиков легко регулируется + Были и тупиковые идеи, особенно пришлось помучиться с каналом тангажа. Нижняя часть ручки, при отклонении по крену, совершает небольшое движение в канале тангажа на кабрирование. Получается что при полностью данной ручке "в сторону", только из-за конструкции, мы имеем небольшое движение ручкой "на себя". В реальном самолете тяги длинные и это просто не заметно. У нас же база, РУЧКА-ДАТЧИК чуть больше метра. Плюс еще нижняя часть ручки ходит по дуге окружности, что приводит на небольшой базе к вращению тяги. Решение нашлось жутко простое: - поставили вместо тяги к датчику нейлоновый трос. Он скомпенсировал вращение, а уже
компоновкой датчика мы вывели погрешность тангажа при ручке, отданной полностью по крену, до 0,65% от полного хода.
В августе мы приступили к сборке машины. Медленно, но уверенно встал на место компьютер. Правда привычной коробки с микросхемами вы у нас не найдете. Машина на тренажере стоит мощная, это понятно хорошо, но + её же надо охлаждать! Пришлось делать "аэродинамическую трубу". По итогу компьютер стоит в канале. С одной стороны которого установлены четыре вентилятора. Потом канал сужается, обходит блок загрузчиков каналов управления и в конце воздух попадает на установленную под углом материнскую плату. Правда пришлось немного доработать еще и обдув видеокарты. По итогу только видеокарта скинула порядка 20С. Вентилятор на процессоре, помогает обдуву медного радиатора проца, но наше охлаждение гораздо эффективнее штатного.
Сейчас, на начало 2011г , кабина находится в состоянии 95% готовности первого этапа. На второй этап запланировано восстановление и запуск приборов тренажера. Пока мы обходимся картинкой приборов на мониторе, но это только пока.
Система позволяет очень точно отслеживать положение органов управления тренажера. В ней применены бесконтактные магнитные датчики. На тестовых полетах виртуальный пилот может четко пилотировать тренажер в любом симуляторе. Ограничений нет. Но приоритет отдан полетам в симуляторе "Ил-2" через интернет.
Что будем делать с кабиной? Есть желание поставить в общедоступном месте в качестве оригинального аттракциона, хотя слово аттракцион в данном контексте не правильное + скорее авиационно-исторический объект. Все-таки Харьков город не только танковой славы. Надеемся, что жителям нашего города будет интересно притронутся, а и полетать (хоть и виртуально, но все-таки полетать) на историческом, но восстановленном по самым современным технологиям тренажере.
А еще в наших планах стоит восстановление рабочего места инструктора с тренажера ТЛ-29 и восстановление тренажера ТЛ-39. ТЛ-39 достался вообще в виде "без слез не взглянешь", но мы постараемся совместить имеющийся корпус с панелями приборов от МиГ-21 БИС. Вот такие планы.
Готовность на сегодня
1.Поключили трекир 4-pro.
2.добавили на обечайке дополнительное табло Т-20 .В ил-2 очень много команд которые высвечиваются на экране(бомболюк открыт –закрыт и т. д.)
3.баткикер-иммитатор тряски и стрельбы .Когда на фоке зажимаешь всё оружие –трясёт кабину не реально.
4.оригинальный наколенный планшет(клавиатура с мышью)
5.самое главное –удалось победить приборы .Первый прибор заработал –это
а) вариометор
б.) на доработке сейчас указатель скорости (жалко только приборная –в илу нет сигнала для истиной скорости),
в) высотомер
г) ,топливомер (можно и на яке увидеть теперь расход топлива и на ишаке),
д) КСИ ---всегда теперь можно будет видеть свой курс а самое главное теперь заходить в облаках на свой филд т.к. будет работать и АРК , совмещенный с КСИ (курс на свой аэродром).
е ) и самое главное—заработает АГД –по всем трём каналам –ТАНГАЖ-КРЕН-СКОЛЬЖЕНИЕ.
Вот пока и всё – вкратце так сказать.
с уважением Олег Крюков