Основные причины, приведшие к возникновению ЧС, связанных с лесными пожарами в центральных регионах России в 2010:
"
с введением в силу Лесного кодекса в 2007 году были ликвидированы лесхозы, упразднена лесная охрана, уничтожена единая система авиалесоохраны. В целом, не менее 75 тысяч человек остались без работы, а функция охраны и защиты леса была возложена на коммерческих пользователей, выигравших конкурс, проверка которых по законодательству крайне затруднена, включая даже такие вопросы как оснащение лесопожарных подразделений. В результате, уже в 2008 году лесных пожаров в стране стало в 1,7 раз больше (22,3 тыс. случаев), чем за 2007 год (когда уровень горимости еще сохранялся на уровне предшествующих лет), а площадь, пройденная лесными пожарами, выросла в 2,6 раза;
"
сегодня на большей части территории не реализуется технология "раннего обнаружения и тушения лесных пожаров" на малых площадях из-за дефицита профессиональных сил, снижения кратности наземного и авиационного патрулирования; сохранения уровня финансирования работ по тушению лесных пожаров без учета инфляции, привлечения неспециализированных пожарных подразделений и коммерческих структур, не обладающих соответствующей техникой и опытом тушения непосредственно в лесу;
" ликвидация федерального резерва сил и средств пожаротушения в погоне за сокращением затрат, привела к авральным мерам по поиску или срочному производству необходимых средств пожаротушения, в том числе простых (ранцевые огнетушители, мотопомпы, бензопилы и др.), оформлению необходимых документов для их приобретения без конкурса и доставке к местам работ. Специалисты авиалесоохраны по тушению лесных пожаров, особенно крупных, также в авральном порядке (в течение 2-3 дней) были доставлены в Московскую, Нижегородскую, Рязанскую, Свердловскую области, Пермский край и Республику Коми (всего около 500 человек) без заключения каких-либо договоров. Но, к сожалению, запросы от субъектов Российской Федерации поступили с большим опозданием и специалистам авиалесоохраны пришлось тушить крупные пожары, защищая деревни и объекты экономики, что не афишировалось в средствах массовой информации;
" отсутствие условий для выполнения своевременного межрегионального маневрирования силами и средствами тушения. В подавляющем большинстве субъектов численность и состав сил лесопожарных подразделений соответствуют только на малую горимость. Ни один отдельно взятый регион (это подтверждает и международный опыт) не в состоянии предотвратить возникновении ЧС при чрезвычайной горимости. В случае возникновения массовых лесных пожаров период наращивания сил должен составлять не более 2-х суток, в противном случае большинство пожаров переходят в крупные.
В настоящее время, даже при наличии у субъекта Российской Федерации доступных финансов для привлечения дополнительных сил из других субъектов, на преодоление обязательных бюрократических и законодательных барьеров требуется не менее 7 дней.