2. Центробежные тахометры.
Принцип действия центробежных тахометров, основанный на измерении центробежной силы, развиваемой вращающимся грузом, был использован еще на регуляторе оборотов паровой машины Уатта. Схема устройства центробежного тахометра выглядит следующим образом (см. рисунок):
Вращение шпинделя R через шестерню G передается на вертикальную ось S. В грузиках A возникают центробежные силы, стремящиеся удалить их от оси вращения. Шарнирные рычаги L соединены сверху с неподвижно закрепленной на оси S муфтой D, а снизу – с подвижной муфтой E, которая поднимается по оси S вверх, сжимая пружину B. В некоторый момент центробежная сила грузиков A уравновешивается силой упругости пружины B и подвижная муфта E останавливается на определенной высоте. В процессе своего движения подвижная муфта E через поводок F и зубчатый сектор поворачивает стрелку прибора. Для поглощения люфтов на оси стрелки установлена спиральная пружина H.
На рисунке: схема устройства центробежного тахометра с грузиками на шарнирах