Дырявые трубы отопления могут лежать в земле годами и никого внешне не беспокоить. Стоит подать в них воду – и из всех щелей начнут рваться фонтаны пара. Примерно это и произошло в последние несколько лет, когда был достигнут перелом в росте объемов гособоронзаказа и в промышленность пошли серьезные деньги. Если годами не трогать проблемный участок, то беспорядок на нем сам собой не улетучится. Он всего лишь терпеливо дождется того, кто пожелает задействовать этот участок в своей работе. И тогда отыграется сполна.


Помимо объективных экономических обстоятельств столь возмутивший высокое начальство приступ квазирыночного обострения в ценообразовании оборонной продукции вызван еще и радужными ожиданиями. На фоне приближающейся «золотой лихорадки» Госпрограммы вооружения 2020 года – двадцати триллионов рублей – вопросы элементарной наладки производственных цепочек и перебалансировки наценок на каждом из этапов становятся все более и более критичными.


На самом деле происходящее, похоже, имеет отношение уже не столько к логике развития ОПК, сколько к новоприобретенным в ходе реформ архетипам общественного сознания. Страна после двадцати лет преобразований сверху и до самого низу живет в условиях победившей в умах идеологии «тотальной монетизации»: узкого взгляда на вещи исключительно через призму денежного вопроса. Любая проблема решается по методу «Сколько нужно дать денег?». И наоборот: проблемы возникают лишь от отсутствия денег.


Все прочие аргументы могут восприниматься сознанием, но из сферы реального действия практически вытеснены: под них не сформировано дискуссионных и регулирующих общественных институтов, они практически не имеют хода при принятии реально исполняемых решений. И это уже гораздо более широкая и опасная проблема, чем вызванные ею частные неполадки в военном ведомстве или оборонной промышленности.


Да и положа руку на сердце: что проще – возиться с наладкой пошедшей враздрай оборонной промышленности, наполовину государственной, наполовину частной, или выделить несколько десятков миллиардов рублей на проект, забыть о нем до отчетного ноября, а потом строгим голосом спросить с промышленников за провал под телекамеры?


А можно сформулировать и по-другому. Не проще ли каждый год задирать в полтора-два раза цену на отпускаемую государству продукцию? Дадут ли эти деньги до 2020 года – еще бабушка надвое сказала, а то, что лично я откушу до конца этого финансового года, уже никто у завода не отнимет.


И бесконечный бой военных с производственниками будет продолжаться, пока на сцену не явятся соответствующие надведомственные инстанции с широкими полномочиями, данными с самого верха, настроенные на большой объем работы и обладающие продуманными стратегиями развития оборонно-промышленного комплекса и реализации военно-технической политики.

http://vpk.name/news/54970_surovaya_..._neudachi.html

Вполне трезвый взгляд на вещи.