Ну уж фигушки!
Увы, это распространённое заблуждение, ставшее причиной многих трагедий (в основном на взлёте и на посадке). Встречал немало людей (в т.ч. и среди летающей братии), кто сильно недооценивает степень зависимости даже "серъёзных" современных ЛА от ветра. Воздух же прозрачный, его не видно, и создаётся иллюзия, что вроде как и нет в нём ничего такого... Летая на дельтаплане (или параплане) со скоростями, соизмеримыми со скоростями ветра - очень быстро осознаёшь всю ошибочность такого суждения. Достаточно оглянуться вокруг, и мысленно представить перед собой 10-метровый куб пространства (10x10x10). В нём - более тонны воздуха! А теперь представьте, что эта тонна движется со скоростью (ветра) всего каких-то 5м/с. На ваш летательный аппарат. Представили? А в одном кубическом километре (который "висит" над лётным полем) - более миллина тонн!!! И этот миллион тонн постоянно "перемешивается", перемещается в пространстве... Осознаёте? И как с этим осознанием теперь выглядит ветер 10-15м/с? Скороподъёмность самолётов ПМВ - порядка 3-5м/с. Нисходящий поток со скоростью 3-5м/с - довольно распространённое явление. Вычтите одно из другого. На взлёте, после отрыва и начала набора высоты. Добавьте сюда попутный порыв ветра, и малый запас скорости после взлёта. Я неоднократно своими глазами видел, как многотонная 410-я Элка с парашютёрами, после взлёта в Б.Грызлово при восточном ветре уходит в отчётливо заметную просадку на высоте метров 20-30 - как раз когда поднимается на уровень верхушек деревьев и выходит из аэродинамической тени от леса. И как её при этом колбасит. Зрелище впечатляющее, а главное - заставляющее задуматься. Про "небольшие" самолёты (Яки, Цессны и т.п.) массой "аж целых" 1-2 тонны - и говорить не приходится, в середине дня (когда термичка прёт) смотреть за их взлётами и посадками - это натурально наглядное пособие к вопросу "о роли метеорологии в современной авиации". Мы дети природы, и спорить со стихией - нашей мамой - бессмысленно. Её нужно любить, и тогда она ответит вам взаимностью.![]()