Судя по данным опросов, самый популярный алкогольный напиток в России — пиво, его предпочитают 51% россиян, употребляющих алкоголь. В тройку лидеров также вошли водка (31% ) и вино (29% ). Значительно меньше оказалось поклонников шампанского (10% ), коньяка и бренди (6% ), слабоалкогольных коктейлей (4% ), мартини и вермуты (3% ). Самые невостребованные спиртные напитки — ликеры, а также виски (джин, ром) (по 1% ).
Пиво и водку употребляют, в основном, респонденты, выпивающие не реже, чем несколько раз в месяц (71-78% и 37-40% соответственно). Россияне, выпивающие примерно раз в месяц, предпочитают водке вино (34% против 28% соответственно). Наиболее популярным напитком вино является среди тех, кто употребляет спиртное редко (42% ). По сравнению с остальными респондентами, в этой группе опрошенных больше всего поклонников нетрадиционных для нашей страны алкогольных напитков: так, коньяк, мартини, виски и ликеры употребляют 12% выпивающих редко и вдвое меньше (6% ) выпивающих регулярно.
Специалисты ВЦИОМ утверждают, что большинство россиян поддерживают изменения, внесенные в закон о продаже и производстве алкогольной продукции. Наибольшее одобрение вызвали меры, касающиеся детско-юношеской аудитории, как то введение запрета на продажу алкоголя в местах, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям (95% ), ужесточение наказания за продажу спиртных напитков несовершеннолетним (94% ) и запрет на размещение рекламы алкоголя в продукции, предназначенной для несовершеннолетних. Респонденты также активно поддерживают запрет на продажу алкоголя в местах массового скопления людей и повышенной опасности (89% ), распитие алкоголя везде кроме мест общественного питания (84% ) и на продажу алкоголя в ночное время по всей стране (83% ). 80% опрошенных за то, чтобы алкогольные напитки продавались исключительно в магазинах, 78% одобряют отнесение пива к алкогольной продукции, что исключает его продажу в ларьках и палатках. Наименьшее одобрение получила поправка, запрещающая продажу алкоголя в таре объемом более 0,33 л. (65% ).
Предложения по ограждению от употребления алкоголя несовершеннолетних поддерживают как пьющие, так и непьющие. Что касается мер, направленных на ограничение розничной торговли алкоголем, то они нашли поддержку в основном среди тех, кто не употребляет спиртное. Сами пьющие чаще выступают против отнесения пива к алкоголю (52% ), а запрет на продажу алкогольных напитков крепче 7% в таре более 0,33л вызвал неодобрение 46%