Сожалею, если разочаровал поклонников Меддокса тем, что ШКАС не стрелял "зелеными огурцами". Скорее всего это "поверие" пришло от того, что патрон с трассирующей пулей Т-30 (Т-46) имел окрашенную в зеленый цвет вершинку. Почему в Ил-2Ш ШКАС поливает "зеленой струёй" для меня загадка...
Пришло время оценить специфические, авиационные качества пулемета ШКАС (укороченный ствол), т.е. насколько траектория полета пули при авиационной стрельбе будет отличаться от стрельбы наземной.
Увы. Отличается сильно. Но, самое неприятное в этом то, что сильно отличаются траектории пуль разных типов. Скорее всего советская промышленность в те годы не смогла сделать по другому и пули, выпущенные в одной очереди оказывались в разных местах. Это видно и по "наземным" траекториям. При стрельбе в воздухе ситуация усугубляется.
Удельная нагрузка на пулю у боеприпасов к пулемету ШКАС изменяется в пределах от 50,5 кг (пуля Л), до 31 кг ("пуля" БЗТ), фактор гироскопической стабильности, даже при стрельбе на земле от Sg = 3,4 (пуля Л) - перестабилизирована, до Sg = 0,84 (БЗТ) - нестабильна... При факторе гироскопической стабильности менее 1, считается, что пуля статически не стабильна, т.е. не "докручена" и не способна адекватно устранять возникающие возмущения от угла ветровой нагрузки. Говорить о том, что эти две пули могут быть после выстрела в "одном месте", даже на земле моджно с "натягом" до 400 метров. А что в воздухе?
В качестве примера, для последующей, сравнительной оценки всех систем стрелкового авиа вооружения, в дальнейшем, буду рассматривать частный случай стрельбы из оружия, установленного на истребителе, вперед по полету:
- Скорость носителя 350 км/ч;
- Суммарный бортовой угол 11,18 градусов (соответствует или 10 градусов угол атаки + 5 градусов угол скольжения, или просто угол атаки 11,18 градусов по отношению к углу в ГП).
Баллистические таблицы АПРЭТ во вложении.
Тяжело было нашим дедам! Если при курсовой стрельбе, еще более менее (проверено), то ШКАС, в качестве оборонительной установки - просто "пулемет".