Прошу прощения, насчет 140 км/ч на холодном масле я ошибся - посмотрел не в ту ячейку расчетной таблицы. Для 60% фрикционного момента от номинала скорость остановки и скорость раскрутки винта составит 83 и 89 км/ч соответственно. Отсюда возникает вопрос - почему скорость раскрутки винта, расчитанная по этому способу сильно отличается от скорости, полученной по расчету, который я выполнил в начале этой темы, на основании непосредственных измерений крутящего момента из книги Маркса (145 км/ч)? Я думаю, что это связано с тем, что понимать под "20-60% от фрикционного момента мотора на номинальных оборотах в зависимости от температуры" - если верхнюю границу температуры масла в моторе можно представить себе достаточно точно и она будет лежать в пределах 90-100 град., то нижняя граница может изменяться довольно широко и, вообще говоря, остановленный мотор можно заморозить так, что масло в нем затвердеет как пластилин. В связи с этим интересно посмотреть, как зависила вязкость авиационного масла тех лет от температуры. В своем исследовании отрицательного крутящего момента инженеры Хартман и Бирман опирались на испытания влияния темературы на фрикционный момент мотора, выполненные в 1927 году, в которых была приведена характеристика масла, используемого в тестируемых двигателях: