В приватных беседах этот вопрос задают все чаще... и не всегда инструмент бывает под рукой, чтобы отвечать с цифрами.
Так вот, несколько цифр. Предвидя вопрос, откуда они, скажу, что это как раз из того инструменту... Использованный метод вполне точный, результаты сранивались с результатами испытаний, благо их полно есть.
Сразу оговорюсь, что рассуждения вроде - "лопасти так - значит тормозит меньше, так - больше" как правило некорректны, поскольку взаимодействие винта с набегающим потоком - вещь довольно сложная, например, может быть так, что часть винта тормозит вращение, а часть раскручивает, часть тянет, а часть тормозит.
Тормозной момент двигателя - величина тоже от оборотов зависящая. Так что - непросто.
Рассматривались для выключенного зажигания три скорости - 200, 300 и 500 км/ч TAS на уровне земли , три rpm - 2700, 1600 и 1300 + заклиненный двиг. Двигатель, редуктор и винт - от Як-3.
V=500
rpm ---- 2700 ---- 1600 -- 1300 -- 0 (15 град) ---- 0 (50 град)
T, kN -- -2.8 ---- -1.0 --- -0.7 --- -8.3 ----------- -3.0 -----
V=300
rpm ---- 2700* --- 1600 -- 1300 --- 0 (15 град) ---- 0 (50 град)
T, kN -- -3.5 ---- -1.36 -- -0.8 ----- -3.0 -------- -1.1 -----
* - диапазона шага уже не хватает для поддержания 2700 rpm. Двигатель раскручивается винтом только до 2450 rpm.
V=200
Без разницы, где находится ручка оборотов - 2700 или 1600 -винт на упоре 15 град. раскручивает двигатель до 1560 rpm. T= -1.73 кН.
Если установить обороты на 1300, T=-1.1 kN
Для сравнения - сопротивление воздуха для планера Як-3 чуть больше 4 кН при макс. скорости и около 2 кН - вблизи 270 км/ч.
Отсюда - любопытные заключения: во-первых - дальность планирования на наивыгоднейшей скорости при крутящемся винте в разы меньше Kmax (Есть данные для Р-40. Дальность планирования в таком режиме примерно 4.5*Н). Второе - на бОльшей скорости крутящийся винт тормозит меньше как по абсолютному значению, так и по отношению к сопротивлению планера.