ШКАС имел такую проблему как перегрев ствола. Усугублять ее "яркими красками" конечно не надо. В бою стрелять длинными очередями вредно, весь БК выйдет за 10 секунд и - "голубь мира".Сообщение от II
Такая проблема есть у любого пулемета, даже у шестиствольного, все зависит от условий применения. Но и сравнивать шестиствольную систему, оснащенную принудительным (вращением) охлаждением стволов, регулировкой скорострельности и с приемлимой скорострельностью на ствол (350 - 1000 выстрелов в секунду на ствол), сравнивать такой пулемет с одноствольным, без принудительного охлаждения и со скорострельностью 1800 выстрелов наверное не стоит.
После какого выстрела будет перегрев ствола у ШКАСа зависит и от боеукладки не в последнюю очередь. Бронебойная Трассирующая пуля (БТ), Бронебойная Зажигательная Трассирующая (БЗТ), обычный трассер (Т-30/Т-46) по причине своей увеличенной длинны, разогревали ствол больше чем пули Л, Д, Б-30, Б-32, ПЗ. Чем больше в укладке пуль с повышенным трением о боевую грань, тем быстрее перегреется ствол. Этот недостаток пуль БТ и БЗТ никогда не скрывался. В 1940 году пулю БЗТ "модернизировали" тремя поперечными канавками, назвали ЗБ-46, немного уменьшив нежелательный разогрев, но совсем решить эту проблему для пули такой конструкции было не возможно. Пуля БЗТ была снята с вооружения одновременно со ШКАСом... Не хотите прегревать ствол, стреляя длинными очередями? Заряжайте пули попроще, или стреляйте короткими
Качество трассирующего состава также имеет значение, возгорание состава в стволе, возможное высыпание тр. состава во время хода пули по стволу, не приводило к охлаждению ствола, хотя эти недостаки были присущи не только советским трассирующим пулям, но количество пуль в секунду (и соответствующий эффект) у советского пулемета было самым большим в мире!
Касательно специального действия пуль к ШКАС, так это тоже не секрет. Пули Д, БТ, Б-30 в авиационном ШКАСе не применялись, хотя лично мне Б-30 очень нравится - сильная пуля! Она не нравилась военным из-за своего слабого, как они считали, заброневого действия. Б-30 для наземного ШКАС, Б-32 для авиационных моделей.
Б-30 со своими относительно не большими 810 м/с гарантированно т.е. 100% пробивала 7 мм брони на дальности 400 метров и в 75% случаев могла это сделать на 600 метрах! Правда это из винтовки 1891/30 года, но все равно такую пулю не мешало бы и оставить для авиационного ШКАСа.
Б-32 вылетала из ШКАС 810-825 м/с, из винтовки 1891/30 г 860-875 м/с., из винтовки она на 200 метрах в 80% случаев пробивала 10 мм броню (100 метров - 100% ), из ШКАС бронепробиваемость конечно было меньше, но в справочнике скромно об этом молчат. На 100 метровой дистанции гарантировано поджигала бензин находящийся за броней в 10 см.
БЗТ из винтовки 1891/30 г стартовала быстро 850-870 м/с, но могла "осилить" на 200 метрах 7 мм брони с вероятностью 90%. Заброневое действие - 75% пуль зажигают бензин в 10 см за 7 мм броней если выстрелить с 70 метров. Показатель из ШКАС наверное немного похуже.
Наконец, моя любимая - Пристрелочная Зажигательная пуля ПЗ. Бронебойного эффекта конечно нет. Но, 100% зажигает бензин за 0,5 - 1,0 мм дюралевым листом. На дистанции до 400 метров достаточно 1-2 попаданий для выведения из строя двигателя (закапотированного) типа М-5, или М-22.
До 200 метров ШКАС "в наступлении" ведет себя достаточно опасно.