Путинисты понимали, что хапнуть заводы и пароходы можно, но невозможно получить гарантию того, что элита третьего поколения не совершит над ними тот же акт, что они сотворили со своими предшественниками. Поэтому путинисты решили взять под полный контроль власть, а не собственность, они, если так можно выразиться, монетизировали государство, присвоили себе контрольный пакет акций ЗАО "РосФедерация корпорейшн". Существенное изменение приобрел и вектор экономической политики. Если во время ельцинизма элита жила в лихорадочном темпе приватизации всего и вся, то в 2000-ные началось непонятное для многих огосударствление экономики. Мало того, что правительство вернуло себе контроль над многими крупными субъектами вроде "Газпрома", отобрало у Ходорковского "Юкос", выкупило у Абрамовича "Сибнефть", так еще насоздавали какие-то монстроподобные госкорпорации, непрерывно накачиваемые деньгами. При этом элита путинского замеса выглядит со стороны просто как какие-то государственники-бессребреники, радеющие лишь о возрождении имперской мощи и сил ради этого не жалеющие.
Но объясняется это все элементарно просто. По понятиям, навязанным нам лидерами "цивилизованного мира", совмещать госслужбу и частный бизнес нельзя. Заниматься частным бизнесом в РФ в любом случае невозможно: отберут нах все, как только в очередной раз сменится власть в Кремле. А вот если сделать власть несменяемой, закрепив за собой полный контроль над госаппаратом, но при этом сделать государство крупнейшим экономическим субъектом, то…
Ну, вы уже поняли - речь об откатной экономике. Главное отличие путинской элиты от элиты версии 1.0 beta в том, что она хапала не саму собственность, а присваивала себе доходы от ее эксплуатации. Принципиально то, речь не идет о прибыли, а именно об эксплуатации - выделили 10 миллиардов на проект "Суперджет", который не окупится никогда, ОАК никакой прибыли не получила, но "правильные" фирмы в ходе его реализации получили весьма выгодные контракты, честно их отработали и честно откатили тем, кто эти контракты им обеспечил. То есть само производство самолета может быть убыточным, но контракты на поставку комплектующих к нему все равно будут давать 200-300% прибыли. Таким образом,
убытки перекладываются на государство, а доход извлекают вполне конкретные люди. Деньги при этом не только украдены "с пользой для страны", но и надежно легализованы. Не надо ломать голову над тем, как вывезти деньги за рубеж - ведь основные партнеры по тому же "Суперджету" - итальянские и французские фирмы.
Самое главное, к Путину и его дружкам не придраться - они формально ничем не владеют.