Слетал на Л-29!!!
Не далее как 10 августа пригласил меня Тимур (Tim_27) съездить к ним в аэроклуб и слетать с ним на Як-52 покрутиться в зоне... Себя показать, да людей поглядеть... Но Як-52 в этот день отказался катать наши с Тимом задницы и громко всех оповестил об устранимой, но заморочно-серьёзной поломке. Технари и пилоты клуба карпели над компрессором и пытались его реанимировать несколько мучительно длинных часов, в течении которых бесчисленное количество самолётов и вертолётов всех мастей стартовало в небо и садилось обратно на нашу грешную землю. Вот уже выпито ведро кофе и съедено два подноса бутербродов. Выкурено две пачки сигарет и истоптана пара ботинок, а Як всё отказывается принимать нас в своё лоно. Попытка Тимура взять Як-52 на прокат в другом аэроклубе увенчалась успехом в виде обещания, и неудачей в виде его (обещания) не воплощении в жизнь. Это пролог...
Таилась во мне с детства мечта слетать на реактивном самолёте типа Л-39... Л-29 почему-то мне казался некрасивым и старым самолётом, летать на котором никакого удовольствия... И вот едучи по МКАДу в направлении аэродрома, я тимура и спрашиваю. А есть ли там Л-39 и сколько он стоит на полетать? Тим говорит, что есть мол, но дорого. А есть ещё и Л-29 и чуть дешевле... Я прикинул глазом в кошельке, что на полёт на Л-39 деньги есть, но всё равно дорого... Тем более, что как раз собирался в загран командировку, в которой без денег всегда кисло... Ну дак вот... Сидим мы значит на земле и ждём пока починят Як... Тут мне Тим и говорит, а не хочешь ли на Л-29 слетать? Я так прикинул и оценив шансы на полетать сегодня вообще на чём нибудь, решил, что пожалуй ни на чём другом то и не удастся, а полетать надо раз уж на аэродром приехал, положив на это ценнейший воскресный день, изобиловавший соблазнами и встречами с друзьями... Быстро договорившись в соседнем аэроклубе меня подводят к серебристому огурцу с небольшими крылами и говорят, что вот на ём и полятишь щас. подходит инструктор - не ниже меня парень лет 28-30. Поздоровались. Тимур меня представил и (не люблю хвастаться но в данном случае Тим за меня это сделал, за что я ему теперь очень благодарен) тут же поведал что я мол де бывший инструктор на Як-52 с 850 часами налёта. На что инструктор (Павел кажется, но могу и ошибаться) присвистнул (не пойму, что в этом такого?) и сказал что тогда это не в гостевую, а в переднюю кабину. Сам про себя подумав, что мож не всё так плохо? Мож хрен с ним, что Л-29 а не 39, зато из передней кабины? Сел. Привязался. Обнаружил, что ноги на педалях, в отличии от Як-52, стоят чрезвычайно широко. Техник объяснил как привести в действие катапультное кресло и запустил двигатель. Прогрелись. Павел пояснял какие режимы по скорости при работе с механизацией и высоты при выходе к зоне. Начали руление. Сразу отметил, что двигатель очень здорово идёт за движением РУД и нет дрожания стрелки оборотов. Можно прибирать и добавлять по трети процента. Отсутствие обдува рулей сыграло злую, но недолгую шутку. Даю педаль... Ноль реакции... Потом Павел видимо поняв в чём дело пояснил что тормозами бы тоже неплохо иногда пользоваться. Вырулили на полосу. Причём у нас такого никогда бы допущено не было... Мы рулим в торец полосы, а нам в лоб заходит Як-18т на посадку. прошел над нами метрах в десяти... Развернулись. Закрылки 15 градусов. Тормоза. Максимал. разбег. Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Скорость 140, подымаем переднюю стоечку на буквально пол писечьки... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Бежим... Быдым-бым-бы-ды-дым.... Подскочили, повисли и начали плавный отход от земли над кустами и заборами... Кнопка шасси утоплена и матросики спрятались в обводы планера... Разворот влево с набором, Скорость по прибору 300-350... Идём на 150 метрах на восток в 100 метрах правее шоссе (Рязанское по моему). Я делал всех Мерсов и Бимеров как стоячих!!! Обзор вперёд просто ошеломляет!!! Чувствуешь себя как на острие стрелы!!! В Як-52 капот впереди просто 50% картинки съедает. Павел связывается со всякими другими дядьками на военной частоте 124.0. Дадено добро на 2500 метров и начинаем карабкаться. К удивлению своему обнаруживаю, что карабкается он куда быстрее, чем взлетает. Заняли 2500. Павел говорит, что сначала он покажет как на этом самолёте выполняются бочки и петли. Скорость 500. Ввод в петлю. Перегрузка 4. Длинная. Гораздо длиннее, чем на Яке. Темнеет в глазах почти до блэкаута. Сам за себя перепугался. Думаю вот те не хватало старому летуну ещё и отрубиться тут или блевануть. Потом перегрузки с каждой петлёй (3 штуки Павел выполнил) стали расти и уже не темнело… Видимо просто вестибулярка отвыкла летать, но быстро вспомнила. Перегрузки 5-6. Павел на первой петле откровенно подвесил самолёт в верхней точке и скорость упала до 90 км/ч. Может это он так специально сделал, может нет. Не знаю, но он тут же обратил моё внимание на указатель скорости и продемонстрировал, что самолёт на этой скорости даже в перевёрнутом полёте очень даже неплохо управляется и не имеет тенденции к срыву в штопор. Далее Паша говорит. На… Летай… Вон видишь облачко рваное? Вот давай прокати меня по его дыркам… Парни!!! Я резвился как щенок на стриженой лужайке!!! Я облетал вокруг облачка по горизонтали, по вертикали размашистыми петлями, по косым и переходящим траекториям… Я набирал на пикировании скорость до 750 км/ч и давил перегрузку 9 ЖЭ на петлях!!! Я вертел башкой на 360 градусов воображая, что это Мессер у меня в руках (скорости и перегрузки сопоставимы) и я веду маневренный воздушный бой с воображаемым противником!!! Покрутившись пол часа, мы поехали обратно. Плавно снизились и сели с прямой, предварительно ещё раз вдоволь налюбовавшись видом медленно ползущих БМВ и Мерседесов по многополосному шоссе (в реале они медленнее 140 там не ездят. Обратил внимание по дороге назад в Москву). Причем глиссада в отличии от Як-52 у Элки крайне пологая и тем не менее самолёт на почти полностью убраном газу свистит по воздуху аки шайба по льду и скорость теряет медленно. Самолёт оказался жутко летучий и никак не хотел приземляться, так что пришлось его притирать к полосе. Никаких там тебе выравниваний и созданий посадочного положения. Было даже ощущение, что сели на три точки. Хотя потом, когда нос опустился ещё на чуть чуть, стало понятно, что это просто иллюзия кайфа. Нос у него лёгкий (двигателя то нет впереди) и отмаха капотом вниз, как я ожидал, после касания полосы основными стойками шасси, не произошло. Тут можно сравнить с картинкой из всякого рода авиасимуляторов. Затормозили только у крайнего съезда с ВПП. Зарулили также с моим лёгким трепетом перед тем, что что-то не так. Опять пришлось рулить тормозами а не рулём направления. Который на реактивном самолёте совершенно для руления бесполезен а более менее вяло реагировать начинает на скорости от 40 километров в час. Техник открыл кабину и выключил двигатель. Выбравшись из кабины осознал, что для моего роста (192 см) самолёт имеет небольшой недостаток. Планка рычага тормоза довольно сильно вынесена вправо от РУС и на левых бочках я набил ею себе здоровенный синяк на левой ноге.
Два дня пытался убрать со своего лица дебильноватую улыбку
Вот…
Реактивные самолёты это особый кайф!!!
Фотки будут после того, как проявлю плёнку. Ничего особенного, просто я в ЗШ на фоне Л-29...