-
Re: Александр Зелин в интервью «НВО» детализировал планы закупки военной авиатехники.
РЕВОЛЮЦИЯ НА УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УРОВНЕ
– В связи с этим замечанием мы перешли к тому важному вопросу, который я хотел вам задать. Как сегодня проходит управление авиацией? Известно, что всю ее передали в округа или в оперативно-стратегические командование, создано 7 авиабаз, отремонтировано 28 аэродромов, проведены другие, прямо скажем, революционные преобразования. Чем теперь занимается главком ВВС и его штаб?
– Я бы сказал так. Если будет реализована задуманная система управления с приборами и системами, будет создана автоматизированная система управления (АСУ), то все выстроено правильно. Сейчас, на мой взгляд, мы несколько революционно поступили по многим вопросам. И эти революционные шаги остро ощущаются в плановой работе. Не завершив создания одного технически, организационно мы, может, и завершили это, приходится в ручном режиме что-то подстраивать, поправлять. Но мы не отказываемся от решения этих задач.
У меня здесь на пульте есть кнопки для звонка ко всем четырем командующим округов. Мы в режиме онлайн с ними часто разговариваем. И самое главное – боевая подготовка осталась за главным командованием ВВС. Строительство вида и боевая подготовка. А без боевой подготовки какое может быть применение?
Есть споры. Мы доказываем что-то друг другу. Я не думаю, что все вопросы решены. И министр об этом говорит. Да, мы завершили все организационные мероприятия. Давайте разберемся. Если кого-то что-то не устраивает, доказывайте, показывайте, рассказывайте. Будем поправлять. Либо соглашаетесь, либо приходите и доказываете, что что-то не так. Мы и сегодня совещание проводили по этому вопросу. Я не критикую те решения, которые приняты. Да, на этапе принятия решений я доказывал свою точку зрения, видение решения предстоящих проблем, где-то пришлось согласиться, где-то ко мне прислушались по некоторым вопросам, но, поскольку мы находимся на этапе уже принятых решений, надо их выполнять. Работать.
А в вопросах, связанных с проблемами технического обеспечения управления (создается система АСУ, которая пока в полной мере не заработала, а начинается она с Центрального командного пункта Генерального штаба), сейчас ошибки устраняются. Ликвидированы центральные командные пункты видов, но пока АСУ не заработала, мы пришли к выводу, что управление главкома организацией и контролем проведения боевой подготовки надо восстанавливать. Сейчас все решения приняты, согласованы и контроль восстанавливается. Начальник Генерального штаба нас поддержал. Но, я думаю, этот орган управления себя изживет, когда появятся другие технические средства, которые позволят мне, как главкому, в режиме онлайн заниматься главным вопросом – организацией боевой подготовки.
Ежедневно летает более 70–80 наших частей. Все это надо отслеживать, согласовывать, контролировать, ВВС – это тот вид, который постоянно находится в движении и постоянно требует контроля. Не просто поставил задачу и забыл, а поставил задачу, дальше контролируешь, как она выполняется и контролируешь ее результаты. По-другому нельзя.
– Потом их корректируешь.
– Да.
– В продолжение этой проблемы возникает вопрос и с ПВО. Вы передали в округа не только авиацию, но и в Воздушно-космическую оборону бригады ПВО.
– Мы не все бригады ПВО передали в Воздушно-космическую оборону. Мы передали ВКО только центральный промышленный район. Тот, который прикрывал когда-то Московский округ ПВО, потом командование Специального назначения, потом Оперативно-стратегическое командование в составе Военно-воздушных сил. В конце концов это ОСК мы передали в новый род войск ВКО. И, по сути дела, они сейчас занимаются противовоздушной и противоракетной обороной Центрального промышленного района. Москва и все то, что ее окружает.
Остальные задачи по ПВО возложены на командующих округов. Но опять же боевой подготовкой этих войск занимается главное командование. Мы готовим войска, мы готовим всю нормативную базу, методологическую базу, мы проводим учения, готовим войска к учениям и все остальное. А командующие округами принимают войска и используют их по предназначению. Вот такая тонкость.
– А боевую технику кто заказывает?
– Заказывающее управление. Но ее идеологию выстраивает Главкомат ВВС.
– То есть вы определяете, сколько нужно С-300, сколько С-400, С-500… Использовать С-300В или С-300ВМ?
– Пока эта идеология за Военно-воздушными силами. Пока. Но как будет дальше, посмотрим. Я еще раз подчеркиваю, войска ВКО занимаются проблемами Центрального промышленного района.
И все, что будет связанно со стратегической ПРО и ПРО ТВД, тоже, естественно, будет замыкаться на руководство этих войск. Они будут выстраивать здесь идеологию. Но в любом случае все решения будет принимать Генеральный штаб. Естественно, при активном участии всех видов и родов. Потому что нельзя говорить о ПВО, не понимая, какую роль здесь играет авиация, флот, особенно на приморских направлениях, где он играет главную роль, – это комплексная задача. А ее может решить только один орган управления – Генеральный штаб.
– Понятно. Но тут возникает вопрос с ПВО Сухопутных войск. Они тоже должны входить в эту систему или оставаться в ведении командиров общевойсковых бригад?
– Есть очень много мнений по этому поводу. Я считаю, что в современных условиях прикрытие войск на поле боя – задача ПВО Сухопутных войск. Но, помимо этого, нельзя не говорить о той органичности вписания их в другие системы. Надо посмотреть на нашу доктрину. Если мы планируем вести военные действия за пределами Российской Федерации, это один подход. Если говорим, что будем защищать себя, то это уже другой подход. Но они, войска ПВО и войска ПВО Сухопутных войск, взаимодополняют друг друга. По задачам. И нужно, естественно, создавать единую систему управления противовоздушной обороны территории России, чтобы устранить все эти разночтения.
На территории округа командует командующий, ради бога. Я очень долго спорил на эту тему, я доказывал и рассказывал, что это, по всей видимости, ошибка. Не хочу утверждать, прав я или нет, но у меня есть свое особое мнение. Но все решения приняты, и мы их обязаны выполнять.
При этом, хотим мы или не хотим, но с Центрального командного пункта Генерального штаба эта задача будет решаться, и она – одна из главных задач стратегических действий Вооруженных сил, сомнений нет. И прописано так, что основной исполнитель этой задачи – центральный орган военного управления в лице Генерального штаба. Как только полностью завершится техническое управление, то, о чем мы говорили, – создано сетецентрические управление, все тогда встанет на свои места. И система принятия решения и организация принятия решения всех стратегических действий естественно ляжет в другую плоскость. Это наше близкое будущее. Мы его видим, понимаем, но оно пока еще не подошло.
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ИДЕТ ПО ПЛАНУ
– Вы уже касались этого вопроса. Но я попросил вас поговорить о нем подробнее чуть позже. О налетанности летчиков. Помню историю с майором Трояновым, когда он заблудился в небе над Балтикой и вынужден был катапультироваться над Литвой. Оказалось, что налет его не превышал семи часов. Вы сказали, что поставлена задача налетать 130 часов. Как эту задачу решить? И еще. 130 часов – это только для истребительной и штурмовой авиации или для стратегической и военно-транспортной? Там тоже такие нормативы?
– Нет, существует приказ министра обороны о нормах налета. Они определены. И в зависимости от рода авиации, от должности летчика разные нормы налета. Например, у руководящего состава нормы вполовину или в полтора меньше, чем у остальных летчиков, командиру не нужен такой налет. Хотя за счет инструкторских полетов или полетов на обучение налет у руководящего состава будет намного больше, чем у рядового летчика, который занимается своим личным совершенствованием. А если говорить о Троянове, то я не столько винил бы летчика и вспоминал о его налете…
– Кстати, как сложилась его судьба?
– Он после того случая ушел с летной работы. По сути дела, никаких организационных или административных мер в его адрес не предпринималось. И летную квалификацию за ним сохранили. Хотя в принципе летчик 1-го класса так ошибаться не мог. Но я считаю, что основная ошибка там была в организации перелета и в неудовлетворительной организации управления. По сути дела, экипаж был потерян, и им никто не управлял. Это то, о чем мы с вами чуть раньше говорили, о системе управления.
Система управления и организация системы управления, некоторые этого не понимают, а по роду своей деятельности самолет просто так, поднявшись в воздух, не летает. Самолетом на всех этапах, от взлета до посадки, управляют люди на земле, управляют органы, которые непосредственно обязаны заниматься этим управлением. И летательный аппарат контролируется в трех точках измерения – высота, азимут и так далее. И если кто-то думает, что можно так просто взять и куда-то там полететь, он сильно ошибается и ничего не понимает. Тем более, сейчас весь мир перешел на зависимое автоматическое наблюдение.
Развернуты соответствующие средства в космосе, на земле, на летательных аппаратах – я это видел, к примеру, когда был в Японии, на пункте управления гражданской авиации. В главном аэропорту Токио видели самолеты, которые летели в небе над Австралией. Казалось бы, в этом Азиатско-Тихоокеанском пространстве нет никаких наземных средств наблюдения, тем не менее был виден по запросу летательный аппарат над пятым континентом. Это огромное расстояние. И весь мир сейчас переходит на такой способ контроля воздушного пространства.
Да, правильно, мы не отказываемся от радиолокации, от локации, мы будем видеть летательный аппарат, если летчик ее включит, если выключит, мы его не увидим. Но для надежной безопасности и четкого управления в мирное время такая система крайне необходима, чтобы качественно улучшить безопасность полетов и систему управления авиацией. В том числе и авиацией общего назначения.
Сейчас вся система управления авиацией в США, в Европе построена на том, что самолет еще рулит по земле, а на экранах локаторов уже появился сигнал, что прошла заявка, летательный аппарат утвержден, его полетное задание согласовано, что он может по уведомлению спокойно выполнять полет. По уведомлению – это совсем другой подход.
Но для надежной безопасности и четкого управления в мирное время такая система крайне необходима, чтобы качественно улучшить безопасность полетов и систему управления авиацией. В том числе и авиацией общего назначения.
Сейчас вся система авиации в США, в Европе построена на том, что самолет еще рулит по земле, а на экранах локаторов уже появился сигнал, что прошла заявка, летательный аппарат утвержден, его полетное задание согласованно, что он может по уведомлению спокойно выполнять полет. По уведомлению – это совсем другой подход.
– Ну а все-таки, если вернуться к проблеме налетанности.
– Что касается материального обеспечения, то тут вопросов нет. Меня беспокоит только ресурсное обеспечение самолетов и вертолетов, которое наряжено на решение этой задачи.
– То есть с керосином все в порядке?
– Наличие керосина, ГСМ и других средств меня абсолютно не волнует. Все есть, это не те годы. Аэродромы, горюче-смазочные материалы, мы даже заключили договора с ЗАО «Газпромнефть - Аэро», на 12 аэродромах у нас эта сеть развернута – так называемый аутсорсинг. Он уже в работе находится. Больше всего беспокоит исправность и ресурсное обеспечение. К сожалению, наша структура «Авиаремонт» не настолько прагматично реагирует на все те потребности, которые нам необходимы, как должно. Не могу до сих пор понять, в чем тут причина.
Деньги на ремонт и восстановление выделены. И немалые. Если сравнить с временем 90-х годов, то в разы. Финансовые возможности есть, обязанности определены, спецификация – тоже. Не хватает расторопности и ответственности должностных лиц, которые обязаны этим заниматься. К сожалению, за исправность боевой техники болеет душой только главкомат ВВС, который отвечает за боевую подготовку. Другие наши структуры почему-то отвечают только за финансовые потоки.
Отсюда проблемы. Но если в прошлом году мы налетали порядка 340 тысяч часов, дали налет более 90 часов на каждого летчика. Это разный налет – в зависимости от рода, типа самолета. Я в этом году поставил задачу, особенно по отношению к молодым летчикам, налетать не менее 100 часов.
В прошлом году 80% молодежи выполнили эти нормы. Провисли некоторые лейтенанты, но не по свей вине, а потому что не было ресурсного обеспечения. И самое главное, несвоевременно отреагировали на то, чтобы переправить их в другие части, где эту задачу можно было решить. В последующем мы эту проблему решили, но не 100 часов они получили, а чуть больше 50. Но это не пять, не семь, не два часа, которые были в 90-е годы.
--- Добавлено ---
– Но летают ваши пилоты не только для совершенствования индивидуальной подготовки, но и, видимо, для решения комплексных задач в рамках учений в округах? Вы принимаете участие в этих мероприятиях?
– Конечно, во всех масштабных учениях, если вы обратили внимание, не последнюю роль играет авиация. Если не главную. Все смотрят на то, что происходит в воздухе.
– А в каких важнейших учениях в этом году вы будете принимать участие?
– Во всех. Все, что спланировано, все связано с авиацией. У нас есть план авиационного обеспечения всех мероприятий. Он утвержден начальником Генерального штаба, и мы принимаем очень активное участие во всех учениях.
Крайний раз редактировалось Руст; 22.03.2012 в 00:05.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума