откопал тоже у себя на форуме.


Подготовлено на основе открытых материалов. (с) ЦПВЛ, 2006г.
ДСП
ПРАВИЛА И ФРАЗЕОЛОГИЯ РАДИООБМЕНА
при производстве виртуальных полётов в ЦПВЛ

1. Порядок радиообмена при руководстве полётами должен быть единым, а
команды стандартными при выполнении всех видов полётов в ЦПВЛ.
При возникновении нестандартных ситуаций для обеспечения безопасности
полётов разрешается применять команды и доклады в соответствии со
сложившейся обстановкой. При этом экипаж по возможности должен сообщить
высоту, скорость полёта, свои действия.
При освоении новой авиационной техники разрешается применять
дополнительные команды и доклады, поясняющие действия лётчика (экипажа)
на различных этапах полёта.
2. Все экипажи и расчёты пунктов управления обязаны вести радиообмен
спокойным ровным голосом, разборчиво и чётко передавать свой позывной
(индекс) и команды (информацию), соблюдая установленные правила
радиообмена.
3. Перед передачей команды или доклада необходимо прослушать эфир и
убедиться в том, что другие экипажи (корреспонденты) не работают на
передачу на данном канале, и не ожидают ответа или подтверждения
получения команды (доклада) от других экипажей или пунктов управления
(корреспондентов).
При возникновении особого случая в полёте все экипажи, не дожидаясь
указания пункта управления, должны до минимума сократить или прекратить
работу на передачу, обеспечив непрерывный радиообмен пункта управления с
экипажем, нуждающимся в помощи.
4. При устойчивой двухсторонней радиосвязи, гарантирующей точный
приём команды (доклада), подтверждение получения команды передаётся
словом «понял» или «выполняю» без повторения содержания команды
(доклада). Исключение должно составлять подтверждение на изменение
эшелона (высоты) полёта с указанием её нового значения (например: «101-й
понял, 3600» и т.п.). В случаях, когда есть сомнение в правильности принятой
команды, подтверждение приёма команды даётся её повторением.
5. Для сокращения радиообмена единицы измерения значений курса,
скорости, высоты, крена, остатка топлива не передаются. Например: курс 340°
передаётся как: «Курс триста сорок», скорость 900км/ч - «Скорость девятьсот»,
высота 200м - «Высота двести» и т.п.
Для уточнения места и высоты самолёта, находящегося в воздухе, пункт
управления называет позывной (индекс) лётчика. Например: запрос - «101-й?»;
ответ - «101-й, во второй, 2000».
6. При работе одной части на данном канале разрешается работать без
позывных пунктов управления (например: «101-й на первом, 200» и т.п.).
Позывной пункта управления экипаж обязательно употребляет только в
случаях одновременного управления экипажами различных частей и
соединений (с разных пунктов управления) на одном канале, а также при
передаче управления на взаимодействующие пункты управления при переходе
на другой канал.
7. Радиосвязь при полётах по маршрутам, на полигон, при вылетах на
самолёт-цель, как правило, должна осуществляться на канале, отличающемся
от канала связи с руководителем полётов на аэродроме.

1

Только для использования в компьютерной игре LockOn. Подготовлено на основе открытых материалов. (с) ЦПВЛ, 2006г.
ДСП
8. При выполнении групповых полётов радиосвязь с пунктом управления от
момента запуска двигателей до роспуска группы осуществляет ведущий
(командир) группы, с указанием состава группы («парой», «звеном», «группой»);
ведомые работают на приём, кроме случаев, требующих доклада ведущему
или пункту управления.
При взлёте групп одиночными самолётами ведомые экипажи разрешение на
взлёт не запрашивают, а взлетают по истечении установленного временного
интервала взлёта по команде руководителя полётов.
После роспуска группы для самостоятельных действий одиночными
экипажами каждый экипаж ведёт радиосвязь самостоятельно.
9. Ведение радиосвязи по планам учебно-лётной и боевой подготовки
осуществлять в соответствии с перечнем команд, указанных в таблице.
В зависимости от конкретных условий производства полётов данный
перечень команд может уточняться решением командира полка.

ПРИМЕЧАНИЕ: Команды, не вошедшие в указанный перечень, должны быть
чёткими, понятными и краткими. При их передаче следует руководствоваться
следующими правилами:
─ в разрешающих командах после индекса абонента следует
исполнительная или информационная часть, а затем разрешение,
например: «101-й, высота 2500, подход разрешаю»; при наличии
устойчивой радиосвязи, гарантирующей надёжный приём команд,
разрешающее слово может быть опущено, например: «101-й, высота
2500, подход»;
─ в запрещающих командах после индекса абонента следует
запрещающее слово, а далее необходимое действие, например: «101-й,
запрещаю подход, оставайтесь в зоне»;
─ в целях повышения разборчивости и надёжности команд следует
избегать односложных слов, отрицательной частицы «не», а также слов,
имеющих шипящие и глухие согласные, по возможности заменяя их
синонимами, например: вместо «ждать» - «ждите», «выпущены» -
«выпустил», «не понял» - «повторите»;
─ авиационные понятия, состоящие из двух слов, следует сокращать до
слова, несущего основную смысловую нагрузку, например: «посадочный
курс» - «посадочный», «взлётная полоса» - «взлётная», «остаток
топлива» - «остаток»;
─ в исполнительных командах сначала сообщается характер действия, а
затем количественные показатели, например: «101-й, вправо 30».

=====================================================

Радиоэфир.

Как оказалось такая вроде бы мелочь как радиоэфир может сильно повлиять на успешность
боевых действие. В особенности при большом количестве пилотов. Поэтому попробуем в этом
разобраться и выработать некоторые правила.

Общие рекомендаций:

1) В эфире не должно быть лишних разговоров, не касающихся данного вылета. Все вопросы
обсуждаются в соседних комнатах ТС. В комнату, в которой происходит полет, стоит заходить,
только если вы готовы к вылету.
2) Все вопросы, касающиеся навигации, например, если вы зашли на сервер позже других и не
знаете где искать сосквадников, должны решатся коротко. Задайте вопрос самому старшему по
званию, причем как можно проще и короче, например: Это Лофт я готов, куда мне лететь? В
ответ вы получите его приказ (рекомендации) «Принял. Взлет с Можайска, квадрат боев А15, бой
идет высоко», исходя из этих рекомендаций вы сами принимаете решение на каком самолете вы
полетите и сколько топлива возьмете, не засоряйте этим эфир, если только вам четко не скажут
ответы на эти вопросы во время рекомендации.
3) Все фразы в эфире должны быть лишены прилагательных и иного эфирного мусора. Чем
короче произнесенная вами фраза тем она информативнее и имеет больший боевой смысл и вес.
4) Исполняющие обязанности командиров групп должны четко формулировать задачи и
маршруты подчиненных. Координаты выдавать точно и обсолютные(т.е. недопустимо
использовать фразы «держитесь левее города/аэродрома») в идеале фраза должна звучать: Я
«позывной», группа 2 (допускается вместо названия группы сказать позывной командира этой
группы) держитесь 10 км западнее аэродрома. Использование относительных координат (т.е.
фраз левее/правее/ниже/выше) допускается при наведении на цель при условии что группа идет
в плотном строю и одним курсом на одной высоте.
5) Если тот к кому вы обращались не подтвердил получение сообщения фразой : «понял» или
«выполняю», считайте что он ее не получил.

Радиоэфир на этапе перед вылетом, при предполетной подготовке и брифинге, и при выборе
загрузки в миссии.

Во время, когда командир доводит до вас цели и задачи в миссии, не перебивайте его. Все
вопросы задаются, после того, как будет задан вопрос «Вопросы есть?», формулируйте вопрос
четко, кратко и по делу не надо лирических отступлений.
Процесс назначения командиров групп и выдачи им заданий должен выглядеть следующим
образом:

Командир вылета: Группа 1, 4 кобры, командир группы VikS, пилоты TL,Kyzmich,Gagarin,
загрузка 50% топлива и 250кг бомба, задача уничтожение мостов квадрат A5.(Командир вылета
может не давать конкретную загрузку самолетов оставив эту задачу назначенному командиру
группы )

VikS: Викс - понял.
TL: TL - понял
Kyzmich: Кузьмич - понял.
Gagarin: Гагарин - понял.
Командир вылета: Группа 2, 2 Спита, командир группы Storm, пилоты LOFT,задача - прикрытие
П39х группы 1.
Storm : Шторм - понял, Лофт - загрузка 25% топлива(Т.к. командир вылета оставил решения
вопроса загрузки на совести командира группы, Шторм принял решение брать 25% топлива).
LOFT : ЛОФТ - понял.

После чего пилоты выбирают самолеты, загрузку, и доводят до сведенья командира группы о
своей готовности к вылету:
TL: TL к вылету - готов
Kyzmich: Кузьмич к вылету - готов
И т.д.
После того как командиры групп убедятся в готовности своей группы к вылету, они сообщают о
готовности группы:
Viks: это Викс , группа 1 к вылету готова.
Командир вылета: Понял, группа 1 готова.

После того как группы готовы командир вылета дает команду на старт ( т.е. на нажатие кнопки
«вылет»)

Командир вылета: Группа 1 - вылет.
VikS: Викс - понял, вылет.

Радиоэфир при взлете.

Если дело происходит на земле , т.е. на аэродроме и еще предстоит выруливать.
Командир вылета: Группа 1 запускайтесь и выруливайте на полосу.
Викс: Викс - понял, Группа 1 запускается и выруливает.
Тль: Тль - понял, выруливаю.
Кузьмич: Кузьмич - понял запускаюсь и выруливаю.
Гагарин: Гагарин - понял , запускаюсь, выруливаю.

После выруливания командир группы убедившись что вся группа на полосе:
Викс(проверив нет ли помех взлету): Группа 1 , на полосе, к взлету готова.
Командир вылета(или РП если он есть): Группа 1, взлетайте(взлет разрешаю)
Викс: Группа 1, понял, взлетаем(поехали)
Викс: Викс - начал разбег.
Тль: Тль- начал разбег.
Кузмич: Кузмич - разбег начал.
Гагарин: Гагарин - начал разбег.
Викс: Викс - взлетел (допускается использовать фразу «первая П39 взлетела»)
Тл: Тль - взлетел
Кузмич: Кузьмич - взлетел
Гагарин: Гагарин - взлетел.

В случаи взлета с авианосца или поочередного взлета с аэродрома:

Викс(проверив нет ли помех взлету): Группа 1 , к взлету готова.
Командир вылета(или РП если он есть): Группа 1, взлетайте(взлет разрешаю)
Викс: Группа 1, понял, взлетаю.
Викс: Викс - начал разбег.
Викс: Викс - взлетел

Тль: Тль- начал разбег.
Тл: Тль - взлетел

Кузмич: Кузмич - разбег начал
Кузмич: Кузьмич - взлетел

Гагарин: Гагарин - начал разбег.
Гагарин: Гагарин - взлетел.
Радиоэфир на маршруте.

После взлета командир группы строит свою группу и группа ложится на курс

Викс: Викс, включил дымы(АНО),Группа 1 ложимся на курс 30, набираем высоту 5000м, тяга 110
% радиатор открыт.
ТЛь: Тль - понял курс 30, набираем 5000
Кузмич: Кузьмич - понял.
Гагарин: Гагарин - понял.

При полете по маршруту группа ориентируется по ведущему и ведущий может не сообщать о
смене курса и высоты(в том случаи если группа идет вместе)
Радиоэфир во время обнаружения противника.

При обнаружении противника или неопознанных контактов пилот который заметил контакты
сообщает об этом

Гагарин: три контакта курсом 45, выше.
Викс:Викс - понял. Вижу (Если контакты визуально обнаружил)

Если контакты оказались противником командир группы сообщает об этом

Викс: это группа 1, квадарат А12 ,контакт с противником, 3 109тых, на высоте 6000, вступаю в
бой(как вариант может быть - отхожу курсом 180 и т.д.).
Также фраза может нести иные ориентиры, например положение по отношению к солнцу.

Пример.
Это Лофт со стороны солнца значительно ниже нас 4 контакта.
Варианты фраз.
Четкое указание курса.
Под солнцем.
Со стороны солнца.

Точное указание высоты.
Выше нас.
Наша высота.
Ниже нас.
Значительно выше нас.
Значительно ниже нас.

Если вы будете четко соблюдать эти простейшие правила, то эффективность в бою поднимется
значительно выше. Хладнокровие в бою половина успеха.
Радиоэфир в бою.

Тут ваши фразы могут иметь два значения. Или вы сообщаете, что то о себе, или сообщаете что
то о дополнительной цели (или товарище или враге). Исходя из этого и стройте фразы. Фразы о
себе и своем состоянии и положении. Должны начинается в вашего Ника например: Это лофт.
Дальше фраза.

Это Лофт у меня шесть.
Это Лофт я свободен кому помочь.
Это Лофт противник уничтожен.
Это Лофт нужна помощь.
Это Лофт я поврежден.
Это Лофт иду домой (дальше объяснение причины, топливо, повреждения)

Фразы которые вы сообщаете товарищам не о себе могут не нести в начал е Ника, но они
разделяются на фразы о дружественном юните или вражеском. Если юнит дружественный то есть
ваш сосквадник. То фразы бывают следующими.

<краткое описание положения того о ком пойдет речь> (что вы хотите сказать) <рекомендации>

Например.

Кто сейчас стрелял на тебя падают. Уходи в низ.

Иные варианты определения адресата:

Кто сейчас стрелял
Кто в таком то вираже
Кого сейчас атаковали

Все, этих фраз достаточно, что бы описать любую ситуацию. Дальше идут сообщения о
положении.

У тебя шесть.
На тебя заходят слева сзади.
На тебя падают.

Дымишь.
Горишь.
Пробито топливо.

Рекомендации создавайте исходя из опыта. Вы можете попросить «подставить» шесть по вашу
атаку, или видя бой целиком посоветовать как лучше уйти из под атаки.

Очень полезная вещь:Kyzmich! шесть!плотно или шесть!опасно!)СНИМАЮ!!!!дай в право!подвесь
его итд.Сказать просто шесть! опасно!остается только гадать,что делать : подставить противника
под пушки товарищей или замутить какой нить маневр и тем самым лишить возможности помочь
себе.

Радиоэфир при посадке.

По сути своей радиоэфир на посадке похож, на радиоэфир на взлете но в обратном порядке.

Командир группы при подходе к аэродрому может разделить группу

Викс: это Викс , Кузьмич и Гагарин - садитесь, я и Тль прикрываем.
Кузьмич: Кузьмич - понял захожу на посадку
Гагарин: Гагарин - понял сажусь.

В случаи посадки на авианосец командир сажает группу по одному.

Викс: это Викс, Кузьмич - заходи на посдаку.
Кузьмич: Кузьмич понял, захожу на посадку.

После того как пилот осуществил посадку

Кузьмич: Кузьмич - сел , полосу освободил.
Викс: Понял Кузьмич.

Если посадка не удалась, то следует сообщить о заходе на второй круг:
Кузьмич: Кузмич , промахнулся, ухожу на второй круг.
Викс: Викс - понял, заходи второй раз.