Игорь Александрович, подскажите для чего появилась на пилоне дополнительная решётка вентиляции? на первых бортах её не было.



Engineer_2010:

Вопрос хороший, однако, обратил же кто-то внимание на такую мелочёвку… В пилонах двигателей расположены трубопроводы и часть агрегатов системы отбора воздуха от двигателей и ПОС1 крыла — предварительные теплообменники (их выходные решётки видны сверху пилона), датчики, клапаны, термостаты. Т. е. много чего, подогревающего пилоны изнутри, что, в частности, приводило к периодическим ложным срабатываниям пресловутых датчиков системы обнаружения утечек (СОУ). Для устранения этой широко известной проблемы были установлены дополнительные решётки охлаждения в пилонах и в обтекателях крыло-фюзеляж, в зоне расположения турбохолодильников (установок охлаждения воздуха). Кроме этого был внедрён ещё ряд конструктивных и технологических мер, в частности улучшено качество монтажа самих датчиков.

Впервые такие вентиляционные решётки на пилонах и ОКФ появились на опытной машине 95005, после чего, на протяжении всех испытаний, и в условиях высоких ТНВ2 (в Эмиратах) и в последующем, не было ни одного ложного срабатывания датчиков СОУ. И по результатам всех испытаний данная доработка была рекомендована для внедрения на серийные ВС.

sadif пишет: …С моей колокольни, такие изыски говорят лишь о некоторой недостаточной оснащенности (опытности) конструкторов занимающихся системой СКВ. Не более того. Проще говоря не чувствовал конструктор, своей шкурой обдува каждой точке системы, не понял возможности конкретного датчика.

Не всё так просто, Садиф, не всё так просто. Если бы новое и неизвестное постигалось без особых трудов… то все вокруг только этим и занимались бы, а пассажирские лайнеры, так вообще — проектировали бы в каждом ангаре )

Про эти «хитрые финтифлюшки» — датчики системы обнаружения утечек (СОУ) я как-то давно уже рассказывал, но «Special for you» чуть повторюсь. У нас в стране эту штуковину ещё никто не применял, так что опыта работы с нею не было. Сами датчики представляют собой тоненькие металлические трубки с центральным проводником и керамическим наполнителем внутри. Датчики двухканальные, проложены вдоль всех трубопроводов системы отборов от МСУ3 / ВСУ4и вплоть до турбохолодильников, включая линию подмеса горячего воздуха (5 различных зон), так что их суммарная длина составляет не один десяток метров. Хитрость этих «финтифлюшек» заключается в том, что достаточно чуть лишнего их согнуть-разогнуть при монтаже, или проложить чуть ближе к горячей трубе, или… ещё кое-какие нюансы — и «геморрой» не на один день обеспечен.

Так что проблема решалась не просто так, а понадобился целый комплекс как конструктивных, так и технологических мер, дополнительные «жабры» — это только часть работы, видимая постороннему глазу. Не мы первые возились с этими датчиками, насколько я слышал, коллеги на Западе тоже «покувыркались» в период их освоения, однако теперь у нас есть этот опыт «сын ошибок трудных», который и для МС-21 может пригодиться. Думаю, что проблему с датчиками нам удалось решить: целыми днями под палящим арабским солнцем на 95005 гоняли систему в разных конфигурациях, от ВСУ и от двигателей, и ни одного сбоя не было. Да и запасы до границ срабатывания были вполне достаточными. Поэтому и на серийных ВС, после внедрения данных мероприятий, проблем тоже быть не должно. Естественно, что до начала «жарких» испытаний, недели две или три «пичкали» самолёт дополнительными датчиками СБИ5 и термосвидетелями, поэтому вся необходимая информация зафиксирована в достаточных объёмах )

Ну и чтобы «закруглить» тему УУП – ложные срабатывания датчиков утечек происходили не в полёте, а НА ЗЕМЛЕ, во время предполётной подготовки самолёта. Ибо в полёте, все зоны прекрасно охлаждаются естественным образом, за счёт набегающего потока. Поэтому для проверки нормальной работы датчиков, мы и проводили в Эмиратах многочасовые наземные «гонки» СКВ.

Таким образом, все эти проблемы с датчиками утечек, на начальном этапе эксплуатации, приводили к отмене рейсов, но при этом, никак не влияли на безопасность полётов.