Командир вертолета R-44 – «Робинсон» Максим Перепелкин запускает двигатель, и «коромысло» над миниатюрной почти прозрачной кабиной набирает обороты. Авиамеханик, стоящий поодаль, поднимает вверх большой палец, что означает: «Все в порядке».

Взлетаем с запасной вертолетной площадки на территории Чемальского лесничества и берем курс на юг, в центр Горного Алтая. После ливневых дождей горы снова обласканы солнцем, жара за тридцать, что редкость для сентября, и опасность лесных пожаров возросла.

Лесопатрульный маршрут пролегает над долиной Катуни, территориями Майминского, Чемальского, Шебалинского, Онгудайского лесничеств, и чем дальше на юг, тем горы становятся выше, суровее, с седыми и белоснежными вдали вершинами в шапках вечных снегов. Эдиган – отдаленный поселок, за ним тонкая извилистая нить речки Кайнзара, за водоразделом Алес с альпийскими лугами открываются таежные дебри в долинах рек Малой и Большой Сумульты.

Летчик-наблюдатель АУ РА «Авиалесоохрана» Евгений Ямшитов внимательно осматривает горизонт, вглядывается в кроны кедров, лиственниц, нет ли признаков очагов повреждения леса вредителями или болезнями. «Налегке», с выработанным значительно запасом горючего пролетаем над высокогорной частью лесничества, где кедровая тайга подходит к тундровой зоне, «белкам». В тайге все спокойно, пожаров нет, и вот посадка для дозаправки горючим в Онгудайском авиаотделении авиабазы Министерства лесного хозяйства Республики Алтай.

Вчера вертолет малой лесной авиации уже был здесь, когда лесопатрульный маршрут продолжился над Усть-Коксинским и Усть-Канским лесничествами. Пожаров там нет, а сегодня предстоит лететь далеко на северо-восток, где Улаганское лесничество с природным парком «Ак Чолушпа» граничит с Алтайским биосферным заповедником.

– Полетим над Кадрином, там будет «болтанка», – предупреждает Максим Перепелкин.

Ущелья реки Кадрин удобны для перелета в улаганскую тайгу, дают возможность обойти высокогорные хребты. Вертолет заправляется горючим по максимуму, из кабины выносим все лишнее, даже полиэтилетовые пакеты с легкой одеждой. На больших высотах будет ощущаться каждый килограмм груза, ведь «Робинсон» вертолет очень маленький. Рядом с командиром садится летчик-наблюдатель Онгудайского авиаотделения авиабазы Евгений Богомолов.

– Красавица Белуха открылась, – слышу в наушниках голос командира вертолета.

Над белоснежным Северо-Чуйским хребтом справа по курсу полета возвышается двуглавая вершина самой высокой горы Сибири.



Сомнений нет - в авиазоне начинается лесной пожар

Впереди открываются таежные массивы Улаганского лесничества. Среди кедрово-лиственничных лесов и выше, в тундровой зоне, красуются голубые под солнцем озера. Вот уже и долина Чулышмана, глубокое ущелье среди высоких почти отвесных гор, за ним – заповедник.

Все внимание на подозрительные признаки дыма вдали.

– Это пожар, – говорит командир и берет курс прямо на дым.

Сомнений нет, в нескольких сотнях метров от озер, вдалеке от дорог в авиазоне начинается лесной пожар. С одной стороны болотистая местность, окружающая озера, по другую – сплошная тайга. Здесь нет туристских троп, среди леса костер оставили, вероятно, браконьеры, караулившие зверя на подходе к озерам, возможно, они еще где-то прячутся в лесу.

Сообщение о лесном пожаре передано в региональный диспетчерский пункт управления Минлесхоза РА, где сразу принимается решение направить на вертолете МИ-8 для тушения две группы десантников АУ РА «Авиалесоохрана».

С огнем профессионалы авиационной службы охраны лесов справились быстро, очаг ликвидирован в день обнаружения на небольшой площади. Упусти еще час-два – огонь мог бы разгуляться в тайге.

…Уже пять часов в полете, не считая времени заправки, более семисот километров воздушного пути. Возвращаемся на место стоянки вертолета к заходу солнца. Завтра снова в патрульный полет, в жаркие дни опасность лесных пожаров возрастает, ведь в горах уже жухнут и сохнут по-осеннему травы на склонах.

Максим Перепелкин в Алтайской авиабазе – летчик-универсал. Летал на вертолетах МИ-2, вторым пилотом вертолета Ми-8. Он главный воздушный патрульный на вертолете R-44, приобретенном Республикой Алтай для обнаружения лесных пожаров. После повышения квалификации и учебы Максим готов сесть в командирское кресло вертолета МИ-8, МИ-8 МТВ. Эти вертолеты – главная «ударная» сила лесной авиации АУ РА «Авиалесоохрана», а дополняет ее экономичный воздушный разведчик лесопожарной обстановки американский «Робинсон» – R-44.

http://www.lesvesti.ru/news/education/5971/