Выдержки из вахтенного журнала USS S-30 (SS-135) (версия ТМО 2.5, забугорная):
"<...>
20.12.1941
10:54 – Вошли в Макасарский пролив.
12:23 – Находясь в подводном положении, установили звуковой контакт с неизвестной одиночной целью. По характеру шумов винтов предполагаем, что это транспортное судно.
12:38 – Установили, что пеленг цели устойчиво смещается вправо. То есть, судно миновало пролив в северном направлении. Начинаем преследование вероятного противника в надводном положении курсом NWbW (300 град.). Объявлена боевая тревога.
13:42 – Визуально обнаружен преследуемый нами корабль на пеленге 351 град. (NWbN 330 град.). Цель идет курсом N – NO.
14:04 – Медленно, но верно мы настигаем эту «калошу». У нее две грузовые мачты, одна труба и надстройка по центру.
14:45 – Курс цели – 35 град. NEbN (+- 5 град.). Скорость цели вычисляли, лежа на параллельном курсе. Вычисления показали 8 узлов.
14:49 – Начинаем маневрирование, с целью захода в голову противника.
15:15 – Легли на боевой курс.
15:19 – Цель опознана как вражеская! Атака неизбежна. Идем на погружение.
15:25 – Цель – японское транспортное судно типа «Hakusika-Maru».
15:36 – Произвел четырехтопедный залп торпедами Мк10 с интервалом по времени и углами растворения в 3 град., 5 град. и 7 град. У последней торпеды установлен магнитный взрыватель.
15:37 – В отсеках слышен отдаленный взрыв торпеды.
15:38 – Поднял перископ. Наблюдаю судно с кормовых углов: форштевень приподнят из воды, корма осела. Огня не наблюдаю. Установка глубины первой торпеды – 3 м.
15:39 – Непрерывно наблюдаю в перископ за маневрами противника. Судно отворачивает от лодки влево, показывая корму. Дифферент на корму растет на глазах, судно явно тонет.
15:42 – Кормы уже не видно, кормовая грузовая мачта торчит из воды. Сыграли отбой боевой тревоги, наблюдаем через перископ агонию «японца».
15:43 – Судно завалилось на корму и встало практически вертикально. Через считанные секунды оно скрылось под водой с оглушительным взрывом. Жаль, что пришлось потратить на него три лишние торпеды. У нескольких спасенных моряков узнали, что торпедированное нами судно называлось «Tosey-Maru» («Тосей-Мару») (2435 т) [судно типа «Kasagisan-Maru»]. Координаты гибели судна – 120 град. 3'E, 1 град. 22'N.
<...>
27.12.1941
03:41 – Акустический контакт по пеленгу 103 град. (NWbN 328 град.). Акустик считает, что это торговый транспорт. Объявлена боевая тревога.
05:19 – Вычислили ЭДЦ цели – Курс 170 град., скорость цели 8 узлов. Цель следует через пролив в южном направлении. Темнота мешает установить тип судна и национальную принадлежность.
05:25 – В перископ наблюдаю Цель – это японское транспортное судно.
05:28 – Цель меняет курс и скорость.
05:33 – Цель повторно изменила курс и скорость. Курсовой угол сократился до 12 град. левого борта, а скорость – до 5-6 узлов.
05:34 – Выпущены две торпеды с установкой глубины хода на 2 м каждая. Взрыватель – контактный. Вторая торпеда выпущена с растворением в 2 град. влево. Приказал изменить курс на 20 град. вправо.
05:35 – Слышен взрыв торпеды. Поднял перископ и наблюдал японское судно. При хорошем волнении моря обнажается пробоина в левом борту под передней мачтой. Транспорт не вооружен. Видны грузовые контейнеры на палубе. Судно имеет две грузовые мачты, надстройку посередине и одну трубу. Похоже на транспорт типа «Akita-Maru». Вторая торпеда прошла мимо цели.
05:42 – Непрерывно наблюдаю за целью в перископ. Судно слегка накренилось на левый борт, но все еще держит ход.
05:45 – Пропал шум винтов – вероятно, судно застопорило или сильно уменьшило ход. Крен на левый борт опасно увеличился.
05:49 – «Японец» вновь дал ход машинам. Похоже, придется его добивать. Причем, торпедой, ибо волнение моря не позволяет безопасно использовать палубное орудие.
05:56 – Транспорт вновь застопорил ход. Надеюсь, на этот раз окончательно? Предоставляется прекрасная возможность добить противника – корабль застыл в 1090 м с курсовым углом в 110-120 град.
06:11 – Заняли позицию для последней атаки и поднялись на поверхность. И немедленно были обстреляны тонущим судном. Пришлось вновь погрузиться. Транспорт осветил нас прожектором. Он все же имеет ход в 1-2 узла.
06:18 – Стало очевидно, что раненое судно может давать ход, и само он вряд ли затонет. Начинаем маневрировать с целью занять удобную позицию, чтобы добить раненого зверя.
06:39 – Курс Цели – 200 град., скорость – 3-4 узла. Если транспорт будет следовать этим курсом, он выбросится на отмель острова.
06:48 – Цель изменила курс – 175 град. и легло в дрейф либо убавило ход до 1-2 узлов. Мы находимся в 1600 м от транспорта. В перископ хорошо виден крен на левый борт.
06:54 – Выпущена одна торпеда с установкой контактного взрывателя и глубиной хода 3 м. Установки цели: КУ – 50 град. ЛБ, скорость цели – 1 узел.
06:56 – Торпеда в цель не попала либо прошла ниже Цели. Наблюдал Цель в перископ. Цель открыла огонь (неточный) по перископу.
06:57 – Транспорт проходит так близко от лодки, что в отсеках слышно пыхтение его машин. Осталось всего две торпеды.
07:15 – Выстрелили торпедой с установками 3 м, контактный взрыватель и ЭДЦ: КУ – 110 град. ЛБ, скорость цели – 4 узла по транспорту. Через 54 секунды наблюдал попадание в кормовую часть судна. Волнение на море не позволяет вести нормальное наблюдение, поэтому я приказал немного подвсплыть. Прямо в корме судна зияет пробоина, однако не заметно, чтобы «японец» тонул. Тем не менее, скорости судно лишилось.
07:20 – У торпедированного судна увеличился дифферент на корму.
07:23 – Судно, взорвавшись, затонуло кормой вперед. Координаты гибели: 119 град. 36' E, 4 град. 56' N. Успели прочесть на корме название судна (типа «Akita-Maru») – «Тонэ-Мару» («Tone-Maru») (4034 т).
<...>
2-й поход.
31.01.1942
06:48 – Находясь в подводном положении, обнаружили шум винтов одиночной цели по пеленгу 003° (NbE15°). Объявлена боевая тревога.
06:59 – Акустик различил шумы еще одного судна прямо по курсу. Шум более низкий и медленный. Вероятно, это идут два транспорта.
07:01 – Шумы первого судна периодически пропадают – то ли Цель стопорит ход, то ли просто теряется контакт из-за сильного волнения на море. Шум обеих Целей постепенно смещается влево, однако Цели движутся в направлении подводной лодки.
07:05 – В перископ противника не наблюдаю.
08:08 – С момента звукового контакта, периодически поднимали перископ для наблюдения за морем. В 8.08 на горизонте визуально открылись дымы вероятных Целей. Визуально их курс можно оценить как WbS (260°) до SWbW (240°).
08:10 – Поднялись на поверхность и легли на сходящийся курс W (272°). Головная цель находится на пеленге 70° (NNW340°), концевая – на пеленге 71° (NNW341°).
08:27 – Движемся 6 узловым ходом. Пеленг Целей не меняется. Можно предположить, что скорость Целей 6 узлов.
08:42 – Увеличили ход до 8-9 узлов, необходимо занять позицию впереди курса Целей. Если один из кораблей боевой, я откажусь от атаки, чтобы не подвергать риску диверсионную группу и наше задание. Лодка плохо держится на курсе по причине сильного волнения на море. Видимость нормальная.
08:54 – Наблюдаю за Целями с мостика. Оба судна – однотрубные. Головное производит впечатление очень длинного корабля с одной трубой (в середине корпуса, двумя мачтами (на передней виден флаг, но установить национальную принадлежность не имеется возможности).
08:59 – Увеличили скорость до 10-11 узлов.
09:04 – Сверился по книге силуэтов, и пока определяю головное судно как транспорт типа «Biyo-Maru». Вторая Цель производит впечатление судна меньших размеров.
09:22 – С большой долей вероятности могу утверждать, что флаг – японский (белое полотнище с красной точкой). Таким образом, перед нами – противник. Цель атаки – головной транспорт.
09:57 – Ложимся на боевой курс (NW320°) и уходим под воду.
10:12 – Замеры ЭДЦ с помощью гидроакустики и перископа дали следующие результаты: ИКЦ – WbS 255°, скорость – 6 узлов, КУЦ – 64°. Приготовлены две торпеды Мк14. Первая с установками хода 44 узла, контактным взрывателем и глубиной хода – 1,5 м. Вторая – 44 узла, контактно-магнитным взрывателем и глубиной хода в 3 м.
10:24 – 10:25 – Открыли крышки торпедных аппаратов № 1 и № 3. Решено стрелять со следующими установками цели: КУЦ – 83-85°, скорость – 7 узлов. Вторая торпеда с углом отклонения в 3° влево. Угол торпеды при встрече с целью – 90° (+-5°). Дистанция до цели – 2300 – 2400 м. Время до попадания – 1:36.
10:26 – Через 1 мин. 39 сек. Наблюдал попадание в цель и взрыв первой торпеды. Она попала между дымовой трубой и кормовой мачтой. Вторая торпеда в цель не попала. Изменили курс на W и снизили скорость, в ожидании гибели торпедированного судна.
10:29 – В перископ наблюдаю, как створились японские суда – торпедированное остановилось, а второе судно (типа Akita-Maru) проходит между лодкой и своим товарищем.
10:36 – Сыграли отбой боевой тревоги. От преследования второго судна отказались, решив сосредоточиться на уничтожении первого торпедированного транспорта.
10:40 – Крен судна на левый борт медленно, но неуклонно увеличивается. «Японец» качается на волнах без движения. Если через 20 минут оно не пойдет ко дну, придется использовать торпеду...
11:07 – 12:00 – Транспорт упорно не желает тонуть. К стрельбе подготовили торпедный аппарат № 4 с торпедой Мк-10, установленной на глубину хода 3 м, с контактным взрывателем. Дистанция до цели – 1800 м. Через 1 мин. 36 сек. наблюдали попадание между рубкой и передней грузовой мачтой (куда и целились). Судно накренилось на левый борт так, что отчетливо наблюдалась палуба и груз транспорта. В 11:20 транспорт лег на левый борт так, что открылись топы мачт. Мы приблизились к «японцу» в подводном положении до 1100 м. Вся команда по очереди наблюдала в перископ агонию врага. Однако, транспорт упорно держался на воде. Пришлось подняться на поверхность и открыть огонь из палубного орудия. Японцы в ответ обстреляли лодку. Повреждений нет, убитых или раненых нет. В надводном положении мы обошли транспорт, чтобы прикрыться его правым бортом от обстрела из пулеметов.
12:03 – Радиометрист доложил об обнаружении двух воздушных целей по пеленгу 167° и 166° (SSW 200°).
12:06 – Обстреляв обнаженный правый борт и днище судна, мы потопили транспорт, и немедленно погрузились на перископную глубину. На трубе транспорта прочли его название – «Хокуроку Мару» («Hokuroku-Maru») [На самом деле это оказался транспорт типа «Hakusika-Maru» в 8385 брт.].
12:08 – 12:11 В перископ наблюдали атаку истребителя типа «Зеро». Он сбросил пару бомб, не причинивших лодке вреда. Через три минуты транспорт пошел ко дну, завалившись на левый борт с дифферентом на корму. Координаты гибели судна 118° 25'E – 01° 00'S. Продолжаем выполнять поставленную задачу".