К слову и на всякий случай - поскольку мы тут про гражданских, лучше все-таки глядеть в АП-23, 25.
А вообще говоря, хорошо что мы коснулись этого аспекта. Как там в этой новости:
Какое они хотят более качественное обучение? По выводу из штопора? Для пилотов ГА?Выведение самолета из развившегося штопора не отрабатывается и на тренажерах; таким образом, пилоты не имеют навыков действий, когда они попадают в реальный штопор.
Тогда это какая-то ерунда. Как ты правильно отметил, гражданские машины на штопор на стандартных испытаниях не летают. Просто потому что никаких требований к штопорным характеристикам гражданских машин нет. (И я так догадываюсь, не все из них это могут).
Соответственно, смысл готовить к штопору гражданского пилота на пилотажном самолете? Готовить надо на типе. Как минимум - на тренажере.
Соответственно, если кто-то хочет что бы ему линейный пилот А-330 из штопора выводил, надо что бы:
- в AFM был раздел "Штопор";
- был сертифицированный тренажер.
А для всего этого надо "всего-то" соответствующие ЛИ провести. А не факт, что это для каждого типа возможно - из штопора выйти.
Сильно подозреваю, что речь о доп обучении идет все же только в части СПП (как говорят там - upset) и сваливания (stall, хотя действия по выходу из сваливания тренируют и сейчас).