«Хотя де-факто мы ту же самую украинскую экономику в последнее время во многом содержали через эти послабления, это совершенно точно наша помощь Украине, которую мы можем демонстрировать международному сообществу как позицию ответственного донора, участника глобальных процессов, но нам в этом пока отказывают», – сказал руководитель агентства. После переоценки своего вклада Кремль мог бы претендовать на «другую степень влияния» на решения, которые принимаются вокруг стран, получающих помощь.
Россия меняет свой подход, переходя от многосторонних на двусторонние отношения, предупредил Косачев. Он добавил, что до сих пор на многосторонний формат уходило до 70% выделяемых Москвой средств. По его словам, новые подходы изложены в новой редакции концепции политики в сфере содействия международному развитию, которую Россотрудничество подготовило совместно с «материнским» ведомством – МИД – и которая находится на рассмотрении президента.
Как пояснил Косачев в интервью газете ВЗГЛЯД, для определения новой пропорции «не грех ориентироваться» на устоявшиеся мировые стандарты в группе так называемых классических доноров – развитых стран Запада, объединенных в ОЭСР. «Средним показателем для этой группы стран является обратное соотношение: 70% – проекты двустороннего характера и 30% – многосторонние. Есть и более радикальные примеры. Например, у США это соотношение составляет 82% в пользу «двусторонки» и 18% – «многосторонка». У Турции это показатель 95% против 5%. Для России было бы оптимальным соотношение 70–80% на двусторонние проекты и 20–30% – на многосторонние», – рассказал собеседник.
Там же:
«Когда Россия оказывает помощь третьим странам через международные организации, ее роль в социально-экономическом развитии этих стран нивелируется, – объясняет эксперт. – Может создаваться впечатление, что Россия в помощи и не участвует. В условиях же обострения отношений с Западом такая форма оказания помощи не содействует укреплению международной позиции России».
Россия хочет решать эти вопросы напрямую, чтобы продемонстрировать получателям помощи ее объем, и рассчитывая получить от них какую-то реакцию в виде политической поддержки, распространения влияния, уточнил руководитель Центра политических исследований. По мнению Шмелева, другие страны также используют подобную модель. «С помощью «пряника» в виде кредитов Запад оказывает гигантское влияние на нынешнее руководство Украины, на ее политические элиты, – цитирует эксперта Би-би-си. – И таких примеров можно привести немало».