финляндия-2
Уфф, устал писать
Завтра-еще фотки и продолжение - о Р39, Р63, и что еще вспомним (еще и расшифрую записи на диктофоне)
зааааписи есть? а в мр3 и нам?мы уж расшифруем...
А так... качать нахаляву патчи никто никого не заставляет ;)
Ну, есть один нюанс - я не знаю, как их выдрать из диктофонаOriginally posted by VGV
зааааписи есть? а в мр3 и нам?мы уж расшифруем...
Завтра разберусь с этим.
Кроме того, место в диктофоне закончилось на середине разговора![]()
Ух ты! Молодец Havoc_Odessa. А как-бы по максимуму заполучить всю информацию. Фото например. Очень интересно.
Цитата:
К сожалению, уважаемый Петр Леонтьевич серьезно болен, кроме всего прочего, ему 86 лет, посему, хоть он находится в здравом уме, память иногда его подводит .
Если я до таких лет доживу ??? - то хот- бы не забыть как меня завут.
Итак, продолжение:
О налете в училище и качестве пополнения - Петр Леонтьевич сказал, что налет в училище был очень недостаточным, по приходе в полк его неделю вывозили на ознакомление с районом полетов и поставили на боевые вылеты- говорит, каких-то особенных тренировок с новичками в полку не проводилось, однако боевые летчки повышали свое мастерство - и тренировочные вылеты были, и (как я писал выше) учебные бои с мессером. Летали - парами. Воздушные бои проходили малоорганизовано, однако, как ни странно, потери в полку были сравнительно небольшими - после возвращения из училища в полк он застал многих старых знакомых пилотов. Летали, говорит, много. Иногда и несколько боевых вылетов в день делали, но на напряженность полетов сильно оказывали влияния погодные условия- в тех местах, по его словам крайне редко весь день была идеальная погода. Бои проходили в основном на средних высотах- от 1500м до 3500-4000м.
Живучесть "Ишака" оценивал, как хорошую. С одного попадания,говорит, не сбивался, держал повреждения.
В 1944 году полк перевели на Кобры - Ишаки они сдали и достаточно быстро переучились на Р39. Коброй он был очень доволен, особенно отмечал мощное вооружение- говорит - при попадании снаряда в плоскость оставалась дыра, в которую спокойно мог пролезть человек. На вопрос, мог ли "лаптежник" выдержать восемь попаданий снарядов кобры, рассмеялся и спросил, откуда я это придумал-сказал, что для Ю-87 всегда хватало одного снаряда. Когда я сослался на мемуары руделя, сказал, что это- полнейший треп. Их полк сталкивался с пикировщиками- сбивались, по его словам, легко. Когда блокада была окончательна снята, их полк перебросили на Черное море, в Одессу. Они сопровождали бомбардировшики в налетах на Констанцу - в одном из таких вылетов он был сбит - в воздушном бою- он сбил немца и тут же сам был сбит истребителем. Прыгал над морем (тк они были флотскими летчиками, в экипировке был спасжилет и надувная лодка), вылез в лодку и сидел с пистолетом, гадая кто придет на помощь- в случае, если его подберут немцы, собирался застрелиться. Его подняла наша ПЛ. В конце 44 года полк вывели с фронта, "кобры" они сдали на консервацию, а сами были отправлены в Красноярск, где они получили Р63 "кингкобра". После переучивания их полк был переведен на Дальний Восток, где их полк принимал участие в войне с Японией-они сопровождали бомбардировщики,но для истребителей работы не было - японских самолетов в воздухе они не встречали. На кингкобре он отлетал 5 лет (после войны оставался на Дальнем Востоке). На боевом счету ветерана в итоге - 6 самолетов - по типам сказал, и истребители были, и бомбардировщики.
По моральной обстановке в полку - говорит, было постоянное стремление бить немца, причем подчеркнул, что именно не порыв, а постоянное чувство. Рассказывает, что в полк привозили сбитых немцев, они на них смотрели, как на врагов -никаких других эмоций они не вызывали (что нам с ними, целоватся надо было,что-ли?-его слова).
После боевых вылетов 100грамм- обязательно, говорит, напряжение после боя хорошо снимало, с пьянством это не имело ничего общего, даже возмутился. Пилот после боя, говорит-сплошной комок нервов, и без наркомовских нельзя было- на поле сдавали машину техникам -и в столовую шли, там все и происходилово время обеда.
to be continued
Сам Петр Леонтьевич в 1940 году (слева)
они до 44го на и16 летали??? вот это дааа...
А так... качать нахаляву патчи никто никого не заставляет ;)
Вот она - история! Ждём продолжения!
Ну, к сожалению, П.Л. путается с датами, но, скорее всего,до конца 43-начала 44 точно....Originally posted by VGV
они до 44го на и16 летали??? вот это дааа...
Что характерно, он на этом ишаке завалил своего первого немца - ме-109. Кстати, неоднократно подчеркивал, что важнейший фактор, влияющий на исход боя - квалификация летчика, а вот качества самолета -несколько вторичны...
Крайний раз редактировалось Havoc_Odessa; 12.10.2003 в 13:39.
А вот как описал встречу мой товарищ, который, собственно, и познакомил меня с ветераном:
И.И.С. (Jean@siihcs.intes.odessa.ua). Зайдя в комнату, мы я увидел, что Петр Леонтьевич лежал на кровати и,
видимо, нехорошо себя чувствовал. Я начал "вводную", что мол, интересуемся военной историей, взаимодействуем со
всеми любителями военной истории и лётного дела на необъятных просторах бывшего СССР.
(Старик все это слушал, не проявляя особого интереса). Далее, я заговорил о том, что в последнее время активи-
зировались "наши парни", которые хотят переписать историю. Что, мол, вываливают и печатают "историю" войны в
воздухе со стороны Финляндии и Рейха, и что мол "русские несли очень большие потери", а "финские ассы вытворяли
что хотели", и тоже самое про немцев. Но тут глаза старого пилота зажглись огнём, на лице появилась злобная
кривая улыбка, он приподнялся, и с живейшим интересом сам вступил в беседу.
В дополнении ко всему изложенному уважаемым Havoc на сайте, я лишь добавлю то, что услышал в диалоге утром
(договариваясь о встрече) и то, что спрашивал, когда Havoc выяснял у жены, какие лекарства нужны.
По финской войне. Общий вывод такой: финская авиация в районе аэродрома не показывалась, наша авиация
безраздельно господствовала в воздухе, самолёты привозили (видимо, нередко) много дырок и пробоин,
но чтобы кто-то из полка погиб или кого-то сбили - этого не было. Это при том-то, что их ИАП дислоцировался
на финской-то (!) территории - они стояли на Ханко, отбитого у финнов в результате десанта.
Моральный дух ЛС ИАП был очень высок - все рвались в бой бить финнов.
По Ленинградскому периоду. Володченко П.Л. таки воевал в 13 ИАП КБФ, который перебросили на прикрытие Дороги жизни в
составе пяти ИАП прикрытия: 5,7,13,123 ИАП КБФ и 159 ИАП ВВС Лен.фронта. Со стороны немцев по его словам действовали
Ю-88, Хе-111, Ме-110, Ю-87 под прикрытием Ме-109. Шли они небольшими группами. В воздушном бою никаких принципов
и шаблонов по его словам не было (Вам, вирпилы, на заметку!) - атаковал все, что видел, из любого ракурса, следил за тем,
чтобы не сбили своих. С его слов создаётся впечатление, что воздушный бой на восточном фронте представлял собой бешеную
свалку - стенка на стенку, почти как рукопашный бой, карусель, хаос. При атаке бомбардировщиков, с его слов, конечно,
приходилось считаться с огнём оборонительных точек стрелков - крупнокалиберные пулемёты были опасным делом. На вопрос о
том, не трудно было ли на И-16 воевать с мессершмитами, он ответил, что "тяжеловато", но можно - всё зависело от пилота.
Видимо, они на И-16 не очень-то боялись немцев - никакой "мессеробоязни" в помине не было: За Родину, За Сталина! в бой!
(Справка: с дек. 41 по апр. 42 лётчики Ладожского бригадного района (указ. пять ИАП) уничтожили 51 немецкий самолёт, ЦАМО РФ, Ф 77. Оп. 708627. Д. 2. Л. 26-30.)
Разрешалось нанесение неуставных знаков на самолёты полка - "на одном тигр, на другом - медведь". На И-16 полк воевал аж до
1944 г. На вопрос о потерях в полку он сказал, что даже в самые тяжёлые времена они были небольшие - лётчики КБФ были очень
хорошо подготовлены. По его мнению, флотские пилоты были лучше армейских. Радиостанции на И-16 были, но очень плохого
качества - на них надежды не было. Винт был изменяемого шага. Штопорил и выходил из штопора И-16 хорошо. Моторы старые М-25
меняли на новые М-62 прямо в полевых условиях. Огневая мощь И-16 была недостаточной, но в целом, от самолёта зависело не многое - все зависело от лётчика.
На вопрос о качестве немецких пилотов он сказал, что были разные - одни сильные, другие слабые. На вопрос, как он атаковал
противника: - как прийдётся, из любого ракурса, (сзади, сверху, снизу). По его словам, механизацией в бою, конечно, пользовались,
но видимо, достаточно редко - "а вдруг потеряешь скорость, а набрать не успеешь". В бою летали парами (не тройками). По прибытию в полк в течении 1-2 недель
новичков вывозили на изучение района полётов. Хотя были и ГПК, но с его слов, навигацию вели исключительно визуально - район полётов нужно было знать очень хорошо
: на радиосредства и.т.д. надежды не было. Чтобы на Лен. фронте появлялись финские самолёты (ассы от слова ass - ред. И.И.С.)
- Петр Леонтьевич не помнит.
О самолёте П-39 "Аэрокобра". Главные достоинства, по его словам: мощный двигатель "Аллисон", 1100 лс, удобная кабина
("сидишь как в машине"), отопление кабины (в Ишаке как в морозильнике), мощное вооружение, очень удобно покидать - дверь на
Кобре открывалась "наоборот", как в машинах 20-х годов, внутренней стороной к потоку, поэтому уходила в стороу, отрывалась
и улетала мгновенно. Главный вывод - очень сильный самолёт, вообще американская техника была очень хорошей. Главные недостатки:
плоский штопор. Если что-то чуть-чуть не так сделаешь при выводе - она переходила в другой штопор, часто уже перевернутый и так,
чередуя штопора, падала до земли. Уже тогда ничего не помогало - не работа рулей, ни газа, ни механизации. У них так погиб лётчик Пётр Бархатов,
который очень хотел спасти самолёт - несмотря на крики командира с земли о покадании, он пытался вывести самолёт,
который так и не вышел из штопора, на высоте 100 м. пилот выпрыгнул, но купол не успел наполниться и он погиб. По его словам
- штопор на Кобре было очень страшно и опасно. Была строгая технология вывода - выводили без проблем, - но если от неё отступить
- самолёт перекладывался из одного штопора в другой до земли.
Петр Леонтьевич участвовал на ужасающем налёте советсткой авиации на Констанцу (после которого Румыния капитулировала):
Ил-2 с аэродрома Одесса-Центральный, Кобры с аэродрома Одесса-Застава (вернее, с тех грунтовых полос, что были на местах этих
аэродромов тогда) и А-20Ж "Бостон" с полевого аэродрома из-под Аккаржи в "страшном" количестве пошли на Констанцу - было сильное
продиводействие ПВО и самолётов противника, но его сломили, и "размочалили" Констанцу "под орех".
День добрый!
По свистку тов. badger'a заглянул и присвистнул - ребята, вы даже не знаете как вам повезло! По порядку.
Ну, что сказать, пока до конца с ним неясно. Я проверил по своим данным: он не упомянут в списках 50-60 авиатехников Ханковской авиагруппы 1941 г. (летчиком он тогда не был). Возможно и пропущен, а возможно к тому времени был переведен с техника на какую-нибудь приштабную должность или что-то в этом духе. Не упоминается и его победа в составе ВВС КБФ, хотя бы даже в группе (списки у меня полные) - нужны дополнительные детали. Точна ли фамилия? Сохранилась ли летная книжка, есть ли какие письменные материалы? (Многие ветераны в той или иной мере вели/ведут после войны записки - небольшие собственные мемуары).
«Ишак» на фото – адназначна «красная пятерка с белым кантом» ГСС Антоненко (на ней летал и ГСС Бринько). Время июнь-июль 1941 г, ибо в мае номер был еще белый. Место – аэродром Тяктом, Ханко.
В интервью смешаны два периода – собственно Зимняя война, когда 13 ап КБФ (которым дейстительно командовал ГСС Романенко) действовал против Финляндии и в частности время от времени в районе Ханко (где погиб ГСС Борисов), и уже ВОВ, в которой 13 ап КБФ частично базировался на Ханко (1 аэ – И-16, 4 аэ – И-153, 2-3 И-16 из 2 аэ). Деталь про первые две бомбы 22 июня – абсолютно верная, значит на Ханко он тогда был.
Я готовлю к изданию серьезную и очень подробную книжку о Ханковской авиагруппе и любые крупицы информации чрезвычайно интересны, поскольку львиная доля документов погибла при эвакуации на т/х «Сталин» 3 декабря 1941 г.. Особая головная боль – почти полное отсутствие фотографий, особенно с какими-либо самолетами. Расскажите ему о готовящейся книжке, попросите, пожалуйста, помочь.
Если будет шанс копировать фотографии, то обязятельно сканируйте (либо с ноутом на месте, либо оставьте залог, паспорт например, ветеран-то не знает - может мы шаромыжники какие). Разрешение 600 dpi (но никак не меньше 300 dpi), black&white. Постарайтесь отсканировать все фото, не только те, которые кажутся интересными - это ведь наша история.
В Авиамастере 1/2003 вышла моя с Карлом Геустом статья (фактически почти глава из книжки) про два воздушных боя с финнами над Ханко в начале ноября 1941 г. Кстати, был ли он в то время еще на полуострове?
Интересуют любые детали о пребывании на Ханко. Когда он эвакуировался? Что помнит о летчиках? Действительно ли вытаскивали некий вражеский самолет в городе Гангэ в начале июля (5-7 числа), что помнит о том как Бринько сбил свой самолет в середине июля, помнит ли возвращение группы Антоненко от Турку 23-го числа после боя с финскими истребителями, видел ли он как погиб Антоненко 26-го числа. Кого из сослуживцев помнит?
Я могу прислать фото еще двух одесситов Ханковской авиагруппы – техника Иканина и командира 4 аэ ГСС Белоусова – понит ли он их? Я интервьюировал последнего летчика 4 аэ 13 ап Константина Андреева (интервью кстати скоро выложат на сайте Артема Драбкина, но наверное и Дмитрия Срибного попрошу выложить).
Если что - задавайте вопросы.
Всем удачи и огромное спасибо, а дорогому ветерану - прежде всего здоровья!
Андрей
С уважением,
Андрей Диков
Originally posted by Андрей Диков
День добрый!
По свистку тов. badger'a заглянул и присвистнул - ребята, вы даже не знаете как вам повезло! По порядку.
Ну, что сказать, пока до конца с ним неясно. Я проверил по своим данным: он не упомянут в списках 50-60 авиатехников Ханковской авиагруппы 1941 г. (летчиком он тогда не был).
Тут мой товарищ немного ошибся - они в финскую базировались в 100 км от Ленинграда - ветеран даже назвал названия нп, но, к сожалению, я их не запомнил, а диктофон включил чуть позже - а на Ханко они стояли по состоянию на 22 июня 1941 года
Возможно и пропущен, а возможно к тому времени был переведен с техника на какую-нибудь приштабную должность или что-то в этом духе.
Нет- он был именно механиком - одним из двух человек, которые обслуживали каждый самолет - механик и моторист.
Он сказал, что оружейник был - один на несколько самолетов, а вот техник и моторист - у каждого самолета свой
Не упоминается и его победа в составе ВВС КБФ, хотя бы даже в группе (списки у меня полные) - нужны дополнительные детали. Точна ли фамилия? Сохранилась ли летная книжка, есть ли какие письменные материалы? (Многие ветераны в той или иной мере вели/ведут после войны записки - небольшие собственные мемуары).
Да, фамилия точна
«Ишак» на фото – адназначна «красная пятерка с белым кантом» ГСС Антоненко (на ней летал и ГСС Бринько). Время июнь-июль 1941 г, ибо в мае номер был еще белый. Место – аэродром Тяктом, Ханко.
Вот я и говорю- в июне 41- они на Ханко
В интервью смешаны два периода – собственно Зимняя война, когда 13 ап КБФ (которым дейстительно командовал ГСС Романенко) действовал против Финляндии
Возможно - ясно что эти периоды у него могли быть перепутаны - ведь суть не менялась - он и в финскую, и в нач.период ВОВ обслуживал одни и те же ишаки в одном полку.
и в частности время от времени в районе Ханко (где погиб ГСС Борисов), и уже ВОВ, в которой 13 ап КБФ частично базировался на Ханко (1 аэ – И-16, 4 аэ – И-153, 2-3 И-16 из 2 аэ). Деталь про первые две бомбы 22 июня – абсолютно верная, значит на Ханко он тогда был.
Сказал - что две по тонне
Я готовлю к изданию серьезную и очень подробную книжку о Ханковской авиагруппе и любые крупицы информации чрезвычайно интересны, поскольку львиная доля документов погибла при эвакуации на т/х «Сталин» 3 декабря 1941 г.. Особая головная боль – почти полное отсутствие фотографий, особенно с какими-либо самолетами. Расскажите ему о готовящейся книжке, попросите, пожалуйста, помочь.
Желательно, поконкретнее вопросы задавать... Фотки постараюсь добыть- но там, в основном, его фото с друзьями - техниками.
Если будет шанс копировать фотографии, то обязятельно сканируйте (либо с ноутом на месте, либо оставьте залог, паспорт например, ветеран-то не знает - может мы шаромыжники какие).
Нет - ветеран- сосед моего товарища, так что фото без проблем взять можно
Разрешение 600 dpi (но никак не меньше 300 dpi), black&white. Постарайтесь отсканировать все фото, не только те, которые кажутся интересными - это ведь наша история.
Они в плохом состоянии(
В Авиамастере 1/2003 вышла моя с Карлом Геустом статья (фактически почти глава из книжки) про два воздушных боя с финнами над Ханко в начале ноября 1941 г. Кстати, был ли он в то время еще на полуострове?
Постараюсь выяснить - мы ведь провели с ним всего одну беседу - один час - он очень болен и слаб ( у него уже пять лет- рак мочевого пузыря()
Да и память подводит, однако, повторюсь - с разумом - все в порядке - вопросы схватывал на лету, но иногда просто не мог вспомнить ответа, тогда говорил - не помню точно, а врать не хочу
Интересуют любые детали о пребывании на Ханко. Когда он эвакуировался? Что помнит о летчиках? Действительно ли вытаскивали некий вражеский самолет в городе Гангэ в начале июля (5-7 числа), что помнит о том как Бринько сбил свой самолет в середине июля, помнит ли возвращение группы Антоненко от Турку 23-го числа после боя с финскими истребителями, видел ли он как погиб Антоненко 26-го числа. Кого из сослуживцев помнит?
Я могу прислать фото еще двух одесситов Ханковской авиагруппы – техника Иканина и командира 4 аэ ГСС Белоусова – понит ли он их? Я интервьюировал последнего летчика 4 аэ 13 ап Константина Андреева (интервью кстати скоро выложат на сайте Артема Драбкина, но наверное и Дмитрия Срибного попрошу выложить).
Если что - задавайте вопросы.
Всем удачи и огромное спасибо, а дорогому ветерану - прежде всего здоровья!
Андрей
Ок. Еще раз прошу - постарайтесь подготовить конкретный список вопросов (по возможности- с наводящими, какие- либо ключевые моменты укажите, чтоб он смог вспомнить- так проще будет)
Такое ощущение, что на фотке крайний справа Бринько.Originally posted by Havoc_Odessa
финляндия-2
-
Да и самолет похожOriginally posted by Havoc_Odessa
А вот и часть фоток
Это-финская кампания
-
Фотки явно датировны неверно, хотя бы потому, что Финская война носит еще название Зимней войны, а на фотках обмундирование явно летнего периода.
попытки Председателя свести переговоры к заурядной драке
встретили возражения со стороны Его Высочества.
"Приключения принца Флоризеля"
а можно адресок, где почитать можно?Originally posted by Андрей Диков
Я интервьюировал последнего летчика 4 аэ 13 ап Константина Андреева (интервью кстати скоро выложат на сайте Артема Драбкина, но наверное и Дмитрия Срибного попрошу выложить).
Если что - задавайте вопросы.
Всем удачи и огромное спасибо, а дорогому ветерану - прежде всего здоровья!
Андрей![]()
А так... качать нахаляву патчи никто никого не заставляет ;)
Так еще не выложено. Я Артему выслал месяц назад, но у него дела, видимо.
А если вопрос вообще об адресах, то:
www.iremember.ru (сайт Драбкина)
www.airforce.ru (сайт Срибного)
С уважением,
Андрей Диков
Спасибо.
А так... качать нахаляву патчи никто никого не заставляет ;)
Уважаемый Андрей!
По всем интересующим Вас вопросам относительно материалов встречи с лётчиком-ветераном Володченко П.Л. (фотографии, и.т.д.) обращайтесь к мне по e-mail: Jean@siihcs.intes.odessa.ua
У меня есть ещё фотографии и я Вам обязательно всё вышлю.
Вообще, всё, что касается этой темы и её вероятных продолжений - я Вам обязательно помогу.
С уважением, Иван Соколы, г. Одесса.
Многоуважаемые, большое нужное дело делаете!!! Но, можно ли доступные материалы: записи с диктофона, фото, видео (если есть) - выкладывать где-нибудь на фтп. Уж очень хочется иметь такие БЕСЦЕННЫЕ сокровища!
Здоровья ветерану, а вам терпенья и удачи!
Qui desiderat pacem, praeparet bellum.
Интересно былобы услышать его впечатления от учебных боев на мессершмите
Добрый вечер всем уважаемым участникам форума!
Отвечаем на Ваши вопросы и пожелания:
1. Мы с огромным удовольствием ответим всем желающим и пришлём всем то, что у нас пока есть. Лично мне удобно, чтобы вы прислали письмо, и я Вам отвечу, прикрепив нужные фотографии и прочие материалы. Ещё раз указываю свой адрес: Jean@siihcs.intes.odessa.ua.
2. О трофейном Ме-109 Володченко П.Л. говорил, что его привезли в их полк и в обязательном опрядке вывозили всех лётчиков. Его личный налёт составил 1.5 часа. Судя по этому фактору, можно думать, что целью этих полётов был не бой, а просто ознакомление с устойчивость и управляемостью немецкого истребителя, особенностями его пилотирования. Видимо, на более "мудрённые" упражнения (в т.ч. и имитация боя) не было не времени, ни возможности. На наш вопрос о том, что якобы, Ме-109 был "слепым", он ответил, что ничего подобного, обзор нормальный, а "слепым" может быть только пилот. Общего его впечатление: самолёт мощный, скоростной, хорошее вооружение и оснащение. Однако, чем-то особенно страшным пилоты его не считали. На вопрос о том, что у И-16 скорость была чувствительно ниже, он сказал, что в свалке боя этот фактор практической роли не играл: в карусели воздушного боя все были примерно в равных условиях. Что очень важно, что моральный дух этих пилотов был очень и очень высок: старик с гордостью показывал партбилет, и у меня создалось впечатление, что дай сейчас ему "Кобру", он бы бросился на ней в бой против кого угодно.
Володченко П.Л. подчёркивал, что пилоты его полка были очень решительные агрессивные, рвались в бой. Видимо этим, а также опытом Финской объясняется маленькие потери полка.
Что касается свободной охоты, то он сказал, что это была пререготива исключительно проверенных асов из комсостава.
Кроме них на охоту никого больше не пускали. Финских пилотов он оценил очень низко - не чета немцам. На И-16 их полка стояли только пулемёты, пушек не было. Володченко П.Л. был сбит дважды - где-то в 43-44 г. на Балтике (подобрал катер МО) и над Констанцей на Чёрном море в 44 г. - его подобрала наша подлодка. Говорит, что над Констанцей был очень сильный воздушный бой. Он тогда сбил одного, и сразу же был сбит сам. Об этом он рассказывать не любит, но рассказал.
Прикрепляю фотографию, что Володченко П.Л. на снимке зимой 1940 г. в Финляндии (желаемые снимки, "там где зима")
На заднем плане, возле "хаты" - остатки разбитого финского самолёта, уничноженного, вероятно, при захвате аэродрома Ханко советским десантом или ударами с воздуха.
Пока всё, продолжение следует.