Маленькое дополнение: в РЛЭ чаще всего фигурирует 270 км/час _по прибору_ для максимальной скороподъемности. До 250 км/час _по прибору_ эта оптимальная скорость спадает только на высоте более 5000м.

Мне кажется, что максимальный набор высоты на скорости сваливания - не более чем ощущаемый эффект, а не реальное положение вещей. Траектория набора высоты может быть круче на меньшей скорости, но перемещение по этой траектории существенно медленнее...

Представьте два самолета - один (А) набирает высоту на скорости сваливания, другой (Б) - на 270 км/час. Очевидно, что (Б), набирая высоту более быстро, оставляет самолет (А) позади, но визуально - сзади сверху (иначе говоря, (Б) оказывается впереди внизу от (А)) что и обусловливает этот эффект.