Originally posted by SVM-Nafigator
В простейшем представлении, двигатель, через трансмиссии и винт тянет машину вверх. Изменяя (циклический? хотя это не важно) шаг винта отклоняем вектор тяги в сторону и туда же летим? Тяга в стороу и вверх складываясь (векторно), дают тягу двигателя минус потери?
В связи с этим вопрос возникает. В кино видел, и не один раз, и в разных, вертушка заваливается боком 90гр по продольной оси и не теряя высоты пролетает некоторое расстояние ( типа полуоткрытые ворота из ангара) как-то не соответствует моим представлениям... непонимаю.
Да, все так. Меняется вектор тяги, и вертолет задирается. При этом все силы перераспределяются, и при неизменной силе тяги НВ вертолет действительно упадет вниз. Поэтому пилот всегда в таких случаях увеличивает общий шаг винта.
Вообще, это резкое задирание применяется чтобы увеличить ускорение. Сначала берем шаг-газ на себя, чуть позже (почти одновременно) отдаем от себя ручку. Вертолет начинает набирать скорость, но, если продержать его в таком виде побольше, то силы тяги не хватит. Поэтому, набрав горизонтальную скорость, пилот выравнивает машину (взяв РУ чуть на себя, и убавив общий шаг НВ), и продолжает набор скорости/высоты уже с небольшим углом атаки.
Такие фокусы могут проделывать не только мелкие машины, но и такие громилы как блэк хоук. Это часто показывают по новостям, когда освещают амеров в ираке. Хоук резко задирает хвост, некоторое время летит так, набирая скорость, потом выравнивается.
Именно по этому вертолетчики при маневрировании никогда не убирают руки с органов управления.
Резко шевелить РУ нельзя, потому что можно рубануть винтом по кабине, или хвостовой балке. Все делается плавно, координировано.