В принципе вся дискуссия уже перешла в разряд теоретической подготовки и цитаты из действующих документов ИКАО как всегда убедительны, но!
1. По сути своей они носят рекомендательный характер и необходимо в принципе руководствоваться национальной правовой базой, а в России сей пункт (по использованию TCAS) не урегулирован.
2. В России нет тренажёра и нет обязательной программы подготовки по использованию TCAS в сложных ситуациях для экипажей российских ВС.
3. Да, действительно, исходя из первых двух пунктах к аппаратуре относились как к вторичной и рекомендательной и в АК считалось и считается до сих пор, что пилоты смогут и успеют среагировать на команду, только просмотрев мультик по сути рекламный.
4. Никто, даже производитель, не скрывает, что TCAS имеет много недоработок и основной из них - весьма ограниченный лимит времени на исполнение команды уклонения и малое время прогнозирования ситуации.
5. Не надо утверждать, что полёты без TCAS запрещены.
6. И применительно к страшной катастрофе над Германией. Ещё ни один экипаж не находился под таким бременем ответственности, когда докладывая о начале выполнения маневра по команде TCAS получал обратные команды диспетчера, причём неоднократно и безапеляционно. В результате подчинившись командам СД и начав выполнение обратного манёвра TCAS на 757 не сумела успеть развести самолёты, опять же только из-за лимита времени.