Согласен, что каждый задачу решит по-своему. Я имею в виду усреднённую ситуацию. Всё зависит от:goodwine, ведь мало кто, ИМХО, будет пожизненно довольствоваться СЛА
1) личных способностей;
2) финансовых возможностей для обучения и содержания личного летательного аппарата;
3) целей и задач будущего пилота;
4) наличия необходимой авиатехники в заданном районе.
1) Предположим, что первый вопрос решён, тогда можно учиться даже на Ил-62.
2) Для России пока не актуален вопрос о благосостоянии курсанта аэроклуба - предполагается, что это человек, имеющий хорошие доходы. Тогда надо решить вопрос выбора будущего Л.А.
3) Если стремиться к пилотажным полётам, то лучше выбрать Як-52, если к маршрутным, то 18т. Кстати, Як-52 и Як-18 имеют различия в технике пилотирования - это вам более сведующие люди, чем я, объяснят.
Если же только вокруг хвоста летать с близлежащего пастбища в ясный погожий летний день, то лучше, чем СЛА не найти. Сейчас в Россию везут дешёвые французские и американские модели, завоевавшие популярность на западе.
4) Например, у нас в Череповце любителей обучают на Ил-103. Это 42 обязательных часа. Других самолётов для обучения нет. А один бывший курсант купил себе летающую лодку Че-22, благо, водные условия позволяют. На воду, кстати, сложнее садиться. Надо помнить, что допуск к самостоятельным полётам на другом типе, по российским правилам, даётся после теоретического и практического переучивания, что несёт в себе определённые расходы. Это не зависит от того - умеете ли вы летать.