Перевод на русский язык:
Copyright © Сергей “Furball” Рудзитис
Рига, 2004
Британские истребители на страже
Перед описанием этого кое-что должно сначала быть сказано о наших методах защиты, хотя это нелегко сделать, не выдавая "государственные тайны."
Основной принцип состоит в том, что достаточные силы истребителей должны быть собраны в необходимой высоте в месте, где они могут перехватить приближающегося врага и разбить это прежде, чем он сможет достигнуть своей цели.
Все согласны, что принцип постоянных патрулей является невыполнимым вследствие его расточительности. Держать достаточное количество истребителей всегда в воздухе, чтобы охранять наши берега от любого нападения, было бы невозможно даже для самых больших вообразимых Военно-Воздушных сил. Поэтому истребители находятся на земле в интересах экономии сил, и поднимаются в воздух только тогда, когда налет неизбежен.
Информация относительно подхода врага получается разнообразными методами, координируется и передается в "Оперативные Комнаты" (Operations Rooms). Береговая линия Великобритании разделена на Сектора, каждый с его собственными эродромами и штабами истребителей. Эти Сектора группируются под командованием удобно расположенных Штабов Групп (Group Headquarters), которые, в свою очередь находятся под общим контролем Штаба Командования Истребительной Авиации (Headquarters, Fighter Command). Информация о вражеских налетах отображается различным символами на больших столах с картами в Оперативных Комнатах групп и секторов, с целью, чтобы дать каждому "Диспетчеру" (Controller) одинаковую картину хода налета непосредственно в его районе. В дополнение к этому Диспетчеры имеют всю возможную информацию, находящуюся перед перед ними, такую как местоположение и состояние их собственных Эскадрилий, условия погоды и облачности над всем их районом. Они находятся также в контакте с силами Противовоздушной Обороны и Аэростатных Заграждений.
Эскадрильи содержатся на своих аэродромах сектора в различных "степенях готовности" (states of preparedness). Наиболее спокойная степень - это "Освобожденная" (“Released”), что означает, что эскадрилья не должна действовать до указанного часа, и что персонал может быть занят в обычном обслуживании, летном обучении и инструктаже, организованных играх, и что в некоторых случаях они могут покинуть расположение. Далее идет "Возможная" (“Available”), что означает, что эскадрилья должна быть готова подняться в воздух в течение определенного времени после получения приказа. Степень "Готовность" (“Readiness”) уменьшает это время до минимума, и это наивысшая степень готовности, котрая обычно используется. Иногда используется "Положение боеготовности" (“Stand-by”), это означает, что пилоты сидят в своих самолетах, с выключенными двигателями, но все самолеты развернуты против ветра, и готовы запустить двигатели и взлететь практически моментально после того, как командир получит приказ от Диспетчера.
При хороших погодных условиях, а также когда есть причина ожидать нападения, эскадрильи вынуждены находиться в высокой степени готовности, которая понижается в максимально возможной степени, когда погода ухудшается. Общим принципом является обычно держать одну часть сил в степени "Готовность" (“Readiness”), другую часть в степени "Продвинутая Возможная" (“Advanced Available”) и третью часть в степени "Нормальная Возможная" (“Normal Available”). По мере развития атаки, эскадрильи, находящиеся в "Готовности", поднимаются в воздух в соответствующем боевом порядке, а эскадрильи, находящиеся в “Возможной” степени, переводятся в степень "Готовности" и используются как резерв, чтобы встретить вторую или третью волну нападения, или защитить аэродромы или уязвимые пункты типа авиационных заводов.
Эти приказы отдаются Диспетчером, который обязан постоянно отслеживать изменение ситуации на карте Оперативной Комнаты и поднимать необходимое количество самолетов в воздух в определенных пунктах, чтобы перехватить приближающегося врага, или прикрыть уязвимые пункты. Его обязанность таже состоит в постоянном контроле своих ресурсов, чтобы не рисковать быть пойманным третьей или четвертой волной налета, когда все его эскадрильи приземлилсь и дозаправляются. Необходимо помнить, что продолжительность полета современного самолета-истребителя, который должен иметь вполне достаточный запас для работы на полную мощность, маневрирования и боя, является ограниченной. Также надо учитывать необходимость возврата на свой аэродром, особенно в условиях плохой видимости.
С направлением вражеского налета и положением его собственных истребителей перед глазами, задача Диспетчера для организации перехвата является, теоретически, сравнительно простой математической задачей. Он находится в постоянном контакте со своими истребителями по радиотелефону, и может время от времени давать им приказы изменить курс, чтобы привести их в лучшую позицию для атаки.
Как только истребители сообщают, что "враг обнаружен" (“enemy spotted”), задача Диспетчера выполнена, за исключением того, что ему, возможно, необходимо будет указать им курс, чтобы они могли вернуться на свои аэродромы, когда бой закончится. Сигнал "враг обнаружен", или "Tallyho", сразу же передается в Штаб группы (Group H.Q.) и отмечается на индикаторе состояния эскадрильи. Воздушная тревога высшей (“красной”) категории (“The Red Letter”) для одной из Групп была объявлена 27-ого сентября, когда, в 11-й Группе 21 эскадрилья из 21 поднятой в воздух, смогли сообщить, что "враг обнаружен." Но успешный перехват налета не всегда настолько легок. В практических упражнениях перед войной, тридцать процентов летчиков перехват выполняли удовлетворительно и пятьдесят процентов очень хорошо. Когда проводились проверки, однако, процент повышался до семидесяти пяти, девяноста, и иногда до ста. Это последовательно растущее высокое количество перехватов позволило достигнуть максимального эффекта превосходства нашим пилотам и самолетам.
Задачей Диспетчера по подготовке этапа сражения управляет один фактор - точная и своевременная информация о налетах. При ясной погоде с небольшой или вообще отсутствующей облачностью, самолеты, производящие налет подходили на такой большой высоте, что они были почти невидимы даже с использованием бинокля. Большие количества используемых самолетов создавали беспорядочные шумы высоко в атмосфере и таким образом увеличивали трудность звукового обнаружения налетов. В облачную погоду трудность обнаружения также увеличивалась, поскольку Корпус Наблюдателей (Observer Corps) должен был тогда полностью полагаться на звук. Учитывая все эти трудности, Корпус и другие источники информации заслуживают очень большого уважения за чрезвычайно точную и своевременную картину ситуации, которую они представляли Диспетчерам. Они, в свою очередь, устанавливали знаки на широкой шахматной доске английских небес и делали первые шаги в столкновении, от результата которого зависела безопасность всех свободных людей. Гибкость была их геральдическим девизом. Каждый день Диспетчеры проводили совещания, на которых каждая идея или устройство, которые могли помочь продвинуться хотя бы на один шаг вперед по сравнению с их хитрым и находчивым противником, описывались, обсуждались и, если оказывались полезными, принимались. Без этой системы центрального контроля, никакого сражения, в прямом смысле этого слова, не было бы. Эскадрильи поднимались бы в воздух вслепую, когда о вражеских налетах сообщали. Они или оказывались бы в больших количествах в одном месте, или вообще не обнаруживали бы противника.
Большие усилия были предприняты, чтобы распределить тяжесть битвы, насколько это возможно, между всеми участвующими в ней эскадрильями. Это было достигнуто интенсивным обучением, которое продолжалось и прямо во время битвы. Всякий раз, когда наступало затишье, изобретались и облетывались новые боевые порядки, разрабатывалась новая тактика. Никакие эскадрильи когда-либо не бросались в битву без предыдущего опыта воздушных боев. За ними тщательно "ухаживали", и они отправлялись в бой под начальством опытных командиров эскадрилий со многими часами воздушных боев в их активе. Была полностью осознана важность командных действий. Это был урок, полученный во Франции во время боев в мае и июне, и к счастью многие из пилотов, которые сражались в этих боях, были на командных должностях во время Битвы за Британию. Их знание и опыт были неоценимы.