Мда... написано сильно и много...
Вот только куда деть воспоминания пилотов той войны, которые личным примером доказывали, что в бою один-два мессера образца 1941 (не важно, Е или F) на один И-16, победителем был И-16?
Один из летчиков (Геннадий Семенихин, потом художественные книги писал, одну - как раз автобиографическую) приводил пример подобной драки (книжки перед собой нет потому своими словами близко к тексту): из облаков вывалились ишак и за ним мессер, оба пикировали, но мессер постепенно догонял ишачка. Тот резко взмыл вверх, мессер потянулся также резко за ним, но ишак быстрее набрал высоту и где-то вверху этой параболы вдруг резко вскинул свое брюхо и так в перевернутом положении упал навсречу мессеру. Короткая очередь, и мессершмит окутался дымом...
И воспоминания такого рода - не единичны.
Да, в истребительном бою, когда обе стороны хотят друг с другом подраться - ишак у 109е/f выиграет при должном умении. А вот навязать бой - увы не сможет. И бомбардировщики догнать - нет (кстати это у Семенихина также описывается). Дело истребителя не истреблять себе подобных, а атаковать то, что может принести вред войскам наземным.
А если он ни то, что атаковать, а и догнать не может... для американцев было неприятным сюрпризом то, что их крутой-навороченный-суперпупер-Корсар не смог догать японский Вэл... Который медленнее в два с лишним раза. Зато тяговооруженность у него - приличная. Хорошо хоть у японцев авианосцы повыбивали с этими вэлами... Так что тяговооруженность и приемистость движка - великое дело. А у М-62/63 движок то поприемистее был чем DB-601...