-
в качестве затравки
САМОЛЕТЫ ВОЮЮЩИХ СТОРОН И ИХ ОЦЕНКА
Общую тенденцию развития материальной части люфтваффе на Востоке можно охарактеризовать как постепенную модернизацию основных типов машин, направленную на усиление вооружения и бронирования, внедрение усовершенствованных приборов (в частности, работающих на УКВ-частотах), а также установку более мощных двигателей. Каких либо новых типов самолетов накануне и в ходе операции «Цитадель» немцы не применили.
Летом 1943 г. истребительные эскадры 8-го авиа корпуса получили в добавление к Bf.1O9G-2 и G-4 модифицированные истребители Bf.1O9G-б (группа I/JG52 была первой целиком оснащена этими машинами накануне наступления) [42]. Полностью перевооружившись к марту на самолеты «фокке-вульф», летчики эскадры JG51 хорошо освоили машину и с успехом использовали ее достоинства. К концу июня большинство моделей составляли FW.190A-5 (постепенно вытеснившие ранние модификации), а FW.190А-б с еще более усиленным вооружением немцы впервые использовали в июле, ведя борьбу за господство в воздухе над северным фасом наступления по плану «Цитадель». Несомненно, «мессершмитты» и «фокке-вульфы» являлись опасными противниками для любых советских машин, особенно штурмовиков и бомбардировщиков.
Основным типом двухмоторного бомбардировщика на Востоке оставался «хейнкель». Как правило, в состав групп входили самолеты различных модификаций, но наибольшее распространение получили He.111H-6, Н-11 и Н-16. Три «юнкерсовские» группы наряду с бомбардировщиками JU.88A-4 и А-14 оснащались тяжелыми штурмовиками JU.88С-б (немцы широко использовали их для борьбы с железнодорожным сообщением и автомобильными перевозками) Первые пять Ju.87D-5, вооруженные 20-ММ крыльевыми пушками, в начале лета пополнили эскадру пикировщиков StG2; основными моделями оставались JU.87D-1 и D-3.
Серьезное противодействие, которое испытывали на себе экипажи германских ближних разведчиков, вынудило командование начать использовать наряду с уже имевшимися типами также одноместные «мессершмитты». В частности, более 40 Bf.1O9G-4/U-З весной поступили на вооружение разведывательной группы NAGr4. Эту часть немцы восстановили вместо разгромленной в «котле» Сталинграда; накануне наступления и в его ходе она действовала в интересах войск 9-й полевой армии.
Можно отметить, что в составе германской авиации имелось больше типов машин, чем в советской. Наибольшее разнообразие типов самолетов было характерно для ночной штурмовой авиации. Здесь наряду с «мобилизованными» из школ и наскоро вооруженными Аг.66, Go.145, FW.58, Ju.W.З4 использовались весьма устаревшие Не.46, Do.17, Hs.126. Последние машины также продолжали выполнять роль ближних разведчиков и корректировщиков. Основными дальними разведчиками оставались Ju.88D. В составе дальнеразведывательного отряда 1(F) /100 имелись два специальных высотных Ju.86R и два опытных Ar.240V.
По-прежнему сохранились в строю бипланы HS.123 - в штурмовом отряде 7/SchG1 оставалось 16 таких самолетов. Особенно много устаревших машин находилось на вооружении союзников Германии. Базировавшиеся в районе Орла испанцы использовали ранние модификации «фокке-вульфов», включая FW.190A-2, а венгры (располагались на аэродромах Харькова) применяли Bf.1O9F-4, уже почти исчезнувшие из рядов истребительной авиации люфтваффе (на Севере в эскадре JG5 к началу лета сохранилось 27, а месяцем спустя было 13 «Фридрихов»).
Впрочем, немецкие экипажи наряду с новым и машинами, незадолго до начала битвы сошедшими с конвейеров заводов, продолжали эксплуатировать десятки самолетов, построенных в 1941 - 1942 гг. Наиболее ярко это проявляется на при мере частей и подразделений тяжелых истребителей: в группе I/ZG1 имелись «мессершмитты» пяти разных модификаций. Их разнообразие не только создавало дополнительные проблемы при обслуживании материальной части, но и усложняло организацию боевых действий: разница в максимальной скорости между новыми Bf.11OG-2 и потрепанными Bf.11OD-3 превышала 50 км/ч.
Наряду с «базовыми» моделями двухмоторного «мессера» применялись противотанковые (с 37-мм пушкой) и разведывательные (с двумя фотокамерами) модификации Bf.110. Эти машины нашли применение и в качестве ночных истребителей. В роли последних немцы использовали машины различных типов. Так, каждый из отрядов группы IV/NJG5 имел материальную часть, существенно отличавшуюся от других (применялись Bf.110 E/F/G, Do.217J/N и Ju.88C). А в ночном истребительном звене 6-го ВФ использовались наскоро переделанные для перехвата советских самолетов в темное время суток самолеты Не.111Н, Ju.88A и С, а также FW.190A.
Немцы, уделяя большое внимание развитию штурмовой и противотанковой авиации на Восточном фронте, тем не менее не смогли создать специальный самолет для эффективной поддержки пехоты на поле боя, ограничившись модернизацией уже имевшихся типов машин. В некоторых случаях работа оказалась удачной, как это произошло при создании штурмовиков «фокке-вульфов» на основе истребителей. В операции «Цитадель» использовались как модифицированные во фронтовых условиях FW.190A-5/U-3, так и FW.190F-3, сошедшие непосредственно со сборочных линий. «Фокке-вульфы» - штурмовики имели весьма сильное бронирование, защищавшее летчика и агрегаты винтомоторной группы от пуль и небольших осколков.
Относительно широкое использование на белгородском направлении не слишком удачного штурмовика Hs.129B, получившего противотанковую пушку МК 103 с подкалиберными снарядами, не было неожиданным для советского командования. В конце июня 1943 г. начальник разведывательного отдела штаба ВВС КА генерал Д.Д. Грендаль доложил маршалу А.А. Новикову: «Немцы пытаются выработать более эффективные средства для борьбы с танками с помощью авиации. В последнее время приостановлена доставка на фронт 3О-мм пушки МК 101 из-за ее высокой трудоемкости и задержки в производстве. Вместо МК 101 на некоторых самолетах монтируются пушки Flak 37. Но так как последняя весит 473 кг, то ее нельзя применить на Hs.129. Для этого самолета, якобы, в настоящее время вводится модернизированная МК 103 с боекомплектом 30 снарядов. К противотанковому самолету немцы предъявляют требование: обеспечить надежную защиту от огня пехотного оружия кабины и особенно двигателей» [43].
Указанная в донесении зенитная пушка Flak 37, а точнее модель Flak 18 (ВК 3,7), использовалась для переоборудования в противотанковый самолет пикировщика «юнкерс»). Благодаря установке под крыльями двух таких орудий, Ju.87G-1 мог поражать любые типы советских танков. Однако у новой модификации заметно ухудшились пилотажные характеристики. Применение на Востоке Ju.87G носило вынужденный характер и было связано с пониманием того факта, что с помощью бомб, даже сброшенных с пикирования, трудно поразить бронированные цели. Достигнутые впоследствии успехи противотанковых самолетов в борьбе с советскими танками можно считать результатом отличной подготовки летного состава. А широко развернутая реклама этих успехов являлась заслугой пропагандисткой машины гитлеровской Германии.
Крайний раз редактировалось Иван Дурак; 10.04.2004 в 13:44.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума