Величайший день
15 сентября 1940 года
Все вышесказанное является кратким изложением, конечно же, кратким и неполным, - для сражения, которое только что имело место, должен быть написан полный отчет, - почти трех месяцев практически непрерывной воздушной борьбы. Для того, чтобы лучше постичь ее сущность, необходимо в мельчайших деталях исследовать события отдельного дня. Воскресенье, 15-го сентября, является столь же хорошим днем, как и любой другой. Это был один из "великих дней", поскольку происшедшие события достойны упоминания, и эти бои были названы Премьер-Министром в Палате Общин, как "наиболее блестящее и успешное сражение самого крупного масштаба, которое до этой даты провели истребители Королевских Военно-Воздушных Сил". Враг потерял сто восемьдесят пять самолетов. Вот что произошло.
Над юго-востоком Англии в воскресенье, 15-го сентября, с рассвета было немного туманно, но туман рассеялся к восьми часам и показались легкие кучевые облака на высоте 2000 или 3000 футов. Величина облачности изменялась, и в некоторых местах она была достаточной, чтобы прошли небольшие местные ливни. Видимость, однако, в течение дня была в целом хорошая; дул небольшой западный ветер, в течение дня переходящий на северо-западный.
Первые вражеские патрули появились вскоре после 9:00. Они, были замечены над Проливами, над устьем Темзы, над Харвичем, и между Лимпном и Данженессом. Около 11:30 Геринг бросил в бой первую волну утренней атаки, состоявшую из ста или более самолетов, за которыми последовали еще более ста пятидесяти. Они пересекли английское побережье в трех главных пунктах, около Рамсгейта (Ramsgate), между Дувром и Фолкстоном, и В миле или двух к северу от Данженесса. Их целью был Лондон. Эта внушительная сила была состояла из бомбардировщиков Дорнье 17 и 215, сопровождаемых Ме.109. Они летели на различных высотах между 15000 и 26000 футов. С земли немецкие самолеты напоминали черные точки во главе длинных узких лент белого пара; с воздуха они выглядели как быстро растущие точки. Они казались сперва макетами самолетов, и, по мере уменьшения расстояния, принимали вид настоящих самолетов.
Бой вскоре начался и бушевал в течение приблизительно трех четвертей часа над Восточным Кентом и Лондоном. Около сотни немецких бомбардировщиков прорвалось сквозь нашу оборону и достигло восточных и южных секторов столицы. Множество их были перехвачены непосредственно над центром города как раз, когда Большой Бен пробил полдень.
Чтобы понять сущность боя, нужно помнить, что самолеты, занятые в этом бою, летели на скоростях между 300 и 400 милями в час. При такой скорости названия мест становятся почти бессмысленными. Враг, например, мог быть перехвачен над Мейдстоном (Maidstone), но не уничтожен, пока не достиг района в нескольких миль от Кале (Calais). "Отметить начало атаки - от Хаммерсмита до Данженесса" или "от Лондона до побережья Франции". Такие фразы в докладах разведывательных патрулей наглядно иллюстрируют размер территории, над которой велось сражение.
Сражение фактически велось в кубе приблизительно 80 миль в длину, 38 миль в ширину и от 5 до 6 миль в высоту. В этом пространстве от полудня и в течение получаса после него имели место от 150 до 200 индивидуальных схваток. Многие из них переходили в яростные преследования, которые завершались в пределах мили или двух от французского побережья.