Пока Иван Дурак отошел еще немного из хронологии Ивана Родионова:
========================================
К лету 1943 г. немецкие ВВС все еще обладали значительной силой. Истребителями, равными немецким по всему комплексу летно-боевых качеств, в составе ВВС КА были только Ла-5ФН и, отчасти, Як-9. Но последних к началу Курской битвы в авиаполках воздушных армий было немного - не более двух сотен. Составлявшие же основную массу советских ВВС истребители Ла-5, Як-76 и Як-1 не отвечали требованиям этого периода войны, уступая немецким машинам по определяющим характеристикам - максимальной скорости, вертикальному маневру и разгонным характеристикам... Для того чтобы побеждать немецкие "мессершмитты" на Ла-5Ф необходимо было иметь отличную летную, стрелковую и тактическую подготовку, чем большинство советских летчиков похвастаться еще не могло: пилоты-инструкторы имели налет на боевом самолете не более 20 часов, а "желторотики" - существенно меньше. ВВС Красной Армии, как и под Сталинградом, все еще оставались в положении "отстающей-догоняющей"...
Во-вторых, в районе Курского выступа Люфтваффе имели преимущество в аэродромном базировании авиации. Значительная часть аэродромов немецкой истребительной авиации располагалась в 18-30 км от линии фронта, а отдельные посадочные площадки находились всего лишь в 5-6 км от переднего фронта. Такое базирование авиации позволило немцам в первые дни сражения удерживать превосходство истребительных сил в воздухе над полем боя, несмотря на численное преимущество ВВС КА.
И в-третьих, для борьбы с советской авиацией перед фронтом наступления немцы сосредоточили большое количество огневых средств ПВО. По данным армейской разведки на орловском направлении в полосе наступления противника шириной 36 км было сосредоточено до 20 батарей среднекалиберной зенитной артиллерии, 242 зенитных автоматов МЗА и 240 крупнокалиберных зенитных установок. Перед Воронежским фронтом в районе Тросное, Змиев, Лебедин действовало свыше трех зенитных дивизий, причем только воздушной разведкой были обнаружены 121 батарея зенитной артиллерии среднего калибра и 68 прожекторов. Согласно немецким документам в одной зенитной дивизии имелось 81 прожектор, до 36 105-мм или 150-мм зенитных орудий, 108 88-мм орудий и 270 20-мм или 37-мм зенитных автоматов. Наличие такого количества зенитных средств обеспечивало на направлении главного удара противника трехслойный огонь зенитной артиллерии среднего калибра и четырехслойный огонь МЗА со всеми вытекающими из этого последствиями для ВВС КА...
На аэродромах в районах Орла, Белгорода и Харькова немецкое командование сосредоточило свои лучшие авиационные силы. Ударную группу немецких войск в районе Курска должен был поддерживать 6-й воздушный флот, севернее Харькова - 4-й воздушный флот и 2-й венгерский авиационный корпус, на орловском направлении - 1-я воздушная дивизия из состава 6-го воздушного флота.
Группировка Люфтваффе, предназначенная для участия в предстоящем сражении, насчитывала 2050 боевых самолетов всех типов: 660 дневных и 80 ночных бомбардировщиков, 440 пикирующих бомбардировщиков, 100 штурмовиков, 630 истребителей и 140 самолетов-разведчиков, что составляло 80% всей авиации Восточного фронта.
В соответствии с решением Ставки ВГК к боевым действиям на Курском выступе привлекались три воздушные армии: 2-я (Воронежский фронт) и 16-я (Центральный фронт) воздушные армии прикрывали курское и орловское направления, а 17-я ВА (Юго-Западный фронт) - белгородско-харьковское направление.
Кроме того, для помощи 16-й ВА на орловском направлении предполагалось задействовать часть сил 15-й воздушной армии Брянского фронта.
В тылах Центрального и Воронежского фронтов разворачивался резерв Ставки ВГК - Степной военный округ (09.07.43 г. переименован в Степной фронт), который обеспечивался 5-й воздушной армией. Предполагалось, что войска Степного военного округа будут введены в сражение в случае прорыва немецкими войсками обороны Воронежского или Центрального фронтов, а в период контрнаступления - для окончательного разгрома противника в районе Харькова и Белгорода.
Накануне сражения 17-я ВА имела 657 боевых самолетов всех типов, из них 231 (22 неисправных) Ил-2 и 255 истребителей: Ла-5 - 113 (7 неисправных), Як-1 и Як-7 - 142 (21 неисправных). 2-я ВА насчитывала 1153 боевых самолетов всех типов, из них 311 Ил-2 (32 машины были неисправными) и 601 истребитель: Ла-5 - 216 (21 неисправных), Як-1 и Як-7 - 381 (при 74 неисправных) и 4 единицы ретро-истребителей И-16. В 16-й ВА имелось 1218 боевых самолетов всех типов, из них 295 Ил-2 (28 были неисправными) и 558 истребителей: Ла-5 - 170 (7 неисправных), ЛаГГ-3 - 7, Як-1 и Як-7 - 278 (35 неисправных), Як-9 - 43 при 5 неисправных и Р-39 -64 машины (4 неисправных). В составе 15-й ВА из 967 боевых самолетов всех типов имелось 314 исправных и 33 неисправных штурмовика Ил-2 и 484 самолетов-истребителей: Ла-5 - 130 (8 неисправных), Як-1 и Як-7 - 350 (48 неисправных), И-16 - 3 и И-15бис (!) - 1 машина (6467).
7 мая 1943 ГКО по предложению командования ВВС прекратило отвод авиачастей с фронта в запасные полки и бригады и доукомплектовываться стали на фронте. Зап и заб стали готовить эскадрильи, звенья, экипажи (340,138).
7 мая 1943 в ударах по аэродромам уничтожили и повредили 190 с, потеряв 62 (438,871).
7 мая 1943 вышло Постановление ГКО № 3306 О распространении постановления ГОКО о введении отличительных знаков для раненых военнослужащих Красной Армии на фронтах Отечественной войны на сотрудников органов НКВД и НКГБ. (7104, 61).
7 мая 1943 несмотря на явную неудачу всех без исключения повторных ударов, ВВС КА на рассвете провели третий массированный удар по 22 аэродромам противника, в котором участвовало 405 боевых самолетов. Вернувшись на свои базы, советские экипажи доложили о 23 поврежденных и 79 уничтоженных немецких самолетах на земле, а также о 21 сбитом в воздушных боях истребителе. Свои потери составили 49 самолетов. То есть результативность этого удара была значительно ниже планируемой, так как противодействие немецкой противовоздушной обороны и истребительной авиации резко возросло. Например, 12 Ил-2 и 14 Як-1 16-й ВА вообще не смогли прорваться к аэродрому Хмелевая (6467).
7 мая 1943 с целью повышения боеготовности строевых авиачастей по предложению командования ВВС КА ГКО было принято постановление, согласно которому отвод авиачастей с фронта в запасные авиационные полки для доукомплектования был прекращен. Пополнение штурмовых авиачастей стало осуществляться непосредственно на фронте за счет подготавливаемых в запасных полках авиаэскадрилий, звеньев и одиночных экипажей. Это позволило уже к концу 1943 г., в известной мере, изжить поспешность в обучении летного состава, часто допускавшуюся в предыдущие годы. Как следствие, число авиачастей в 1943 г., прошедших через запасные полки, уменьшилось по сравнению с 1942 г. почти в 2 раза и составило 65 штурмовых авиаполков, из которых 6 авиаполков прошли переформирование 4 раза, 12 полков - 3 раза, 30 полков - 2 раза и 17 полков - только один раз.
К сожалению, несмотря на предпринятые меры, командование ВВС КА все же не смогло в полной мере преодолеть все трудности. Отпущенного войной времени хватило лишь для укомплектования частей личным составом и техникой, но обучить летный состав боевому применению в полном объеме, главным образом, в составе групп самолетов - не удалось.
Это привело к тому, что в воздушных армиях Красной Армии, предназначенных для участия в боях на Курском выступе, боеготовых экипажей накануне сражения оказалось значительно меньше, чем боевых самолетов. Так, во 2-й и 17-й воздушных армиях на 733 исправных самолетов-истребителей приходилось только 586 боеготовых летчиков, а на 488 исправных штурмовиков Ил-2 - 359 боеготовых экипажей. В 16-й ВА Центрального фронта на 507 исправных истребителей приходилось всего 386 боеготовых летчиков, а на 267 исправных Ил-2 и того меньше - 109 боеготовых экипажей. Соответственно достигнутое количественное превосходство в боевых самолетах практически сводилось на нет отсутствием достаточного резерва подготовленных летчиков, в основном, летчиков-истребителей. Уже во время битвы командование ВВС Красной Армии не сможет оперативно скомпенсировать свои просчеты в организации и планировании боевых действий авиации на начальном этапе сражения...
13 мая 1943 г. командующий ВВС КА А.А.Новиков лично доложил Верховному Главнокомандующему следующие итоговые данные о действиях авиации в воздушной операции за 6, 7 и 8 мая:
"За трое суток нашими ВВС произведено 1392 самолето-вылета, уничтожено на аэродромах противника 373 самолета, повреждено -51, сбито в воздушных боях - 67 и подбито -10В итоге противник потерял 501 самолет. Эти данные основаны на показаниях летчиков, сведениях партизан и фотоснимков. Наши потери составили 122 самолета, из них сбито в воздушных боях -21 самолет, зенитной артиллерией противника - 8, не вернулось с боевого задания - 93 самолета".
В докладе указывалось, что в первом массированном ударе на один потерянный самолет ВВС КА приходилось 21,7 самолето-вылетов, во втором - 8,1 ив третьем - 8,4.
По мнению авторов, потери Люфтваффе в воздушной операции ВВС КА завышены советской стороной примерно в 2-3 раза (6467).
2 июня 1943 при налете на железнодорожный узел Курска немцы потеряли 145 самолетов из 180 (104 сбиты истребителями) при наших потерях в 27 (340,142).




Ответить с цитированием