-
Про цифры побед и потерь.
Автор POLAR
кстати хотелось бы узнать мнение автора по поводу нижеприведенного текста спустя 2.5 года.
1. НЕМНОГО СУХОЙ СТАТИСТИКИ – О НАШИХ ПОТЕРЯХ.
Собственно, а что у нас с цифрами? Итак:
Подчеркну – это официальные немецкие цифры, из которых потом берутся 354 победы Хартманна, 217 Вайсенбергера и проч.
Всего немецкие вооруженные силы заявили 77000 (интересная цифра – см. ниже) самолетов ВВС РККА, уничтоженных в боях на Восточном Фронте в период с 22.06.41 по 08.05.45 г. Структура немецких побед такова: частями дневной истребительной авиации в воздушных боях заявлено – 41230 самолетов, ночными истребителями – 1041 самолет, остальные 35000 самолетов считаются уничтоженными на земле, сбитыми летчиками штурмовой авиации, бортстрелками бомбардировщиков, частями Вермахта, Кригсмарине и т. д.
Что говорим теперь мы – о своих потерях? Фундаментальной и общепризнанной в этом плане считается статистическое исследование военных историков, работавших в архивах МО после снятия секретности с документов ВС СССР, изданное в 1993 году под названием «Гриф секретности снят: потери ВС СССР в войнах и локальных конфликтах» (под редакцией генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева). (Книга, кстати, переиздана в 2001 году под названием «Россия и СССР в войнах ХХ века: потери вооруженных сил» - очень рекомендую). Так вот, в этой книге мы находим следующую цифру – ВВС РККА числят в боевых потерях, то есть полностью уничтоженными в результате воздействия противника 46 100 самолетов.
Путем несложной математической операции (изучаемой в начальной школе ) получаем, что мы подтверждаем 60% (если быть максимально точным – 59,87
немецких заявок на победы.
Понятно, конечно, что «коэффициент вранья» 0,6 – это средний коэффициент по всем победам всех частей ВС Германии за весь период боевых действий. Понятно, что он колеблется в зависимости от рода ВС, периода боевых действий, от части к части наконец. Тем не менее, не забывайте, что это – средняя цифра, и любые ее отклонения в меньшую сторону компенсируются ее большими значениями в остальных случаях.
Итак, начальная и абсолютно достоверная цифра немецкого «коэффициента вранья» – 0,6! (То есть, из 10 официально утвержденных немцами сбитых самолетов ВВС РККА признают потерю 6).
Причем это – минимальная цифра, ниже она быть не может никак.
2. ЕЩЕ НЕМНОГО СТАТИСТИКИ – О НАШИХ ПОБЕДАХ.
Теперь давайте разберемся с подтверждением наших побед и немецкими потерями.
Итак, ВС СССР (ВВС РККА, войска ПВО страны, авиация ВМФ и проч. – до партизан включительно) официально числят 77000 (интересное совпадение) немецких самолетов, уничтоженных в боях за весь период боевых действий Великой Отечественной Войны.
Структура наших побед такова – 45000 немецких самолетов считаются уничтоженными в воздушных боях, 13108 – на аэродромах, остальные 20000 – по всем другим причинам (от зенитных частей до партизанских диверсий на аэродромах и проч.).
Запомним эту цифру. Нет, я не предлагаю оперировать теперь немецкими данными о потерях – г-да Pepper и Alex Medvedev им априори не верят, часть немецких данных безвозвратно утеряна и т. д.
Давайте теперь просто проанализируем количество и структуру потерь немецкой стороны.
3. БОЕВЫЕ И НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ ЛЮФТВАФФЕ.
Итак, сколько же всего самолетов потеряли Люфтваффе, да и вообще, что это такое – потеря?
Начнем с терминологии.
Как известно, в боевой авиации существую потери боевые и небоевые.
Боевые потери, как уже говорилось выше – это потери авиационной техники, связанные с воздействием противника. Кстати, боевая потеря необязательно связана с огневым поражением самолета противником. Например, истребитель, столкнувшийся с земной поверхностью в ходе воздушного боя, совершенно заслуженно считается воздушной победой для противоположной стороны – и соответственно боевой потерей для своей.
Небоевые потери – это потери авиационной техники, связанные с ошибочными действиями экипажа при летной эксплуатации самолета (вне времени контакта с противником), отказами авиационной техники, по вине служб метео, УВД и проч.(– до орнитологии включительно ).
Уточню попутно, что существую также потери безвозвратные и возвратные, то есть потери, приводящие к полному уничтожению самолета, и потери временные, на период ремонта (в современной терминологии – поломки и повреждения АТ). Их надо четко разделять, многие историки в них плавают. Особенно если учесть, что немцы зачастую говорили в донесениях об общих потерях. По правилам Люфтваффе, в OKL докладывались сведения о потерях от 10% до 100% уничтожением самолета. (По немецким стандартам, повреждение самолета менее чем на 10% ликвидировалось техническим саоставом части в течении нескольких часов (до суток), в интервале от 10% до 60% - требовали более продолжительного ремонта, с повреждениями более чем 60% самолет не подлежал восстановлению).
Маленький пример: в книге «Мировая война 1939-1945 г» полковник Гефрат упомянул, что в период с 22.06.41 года по 05.07.41 немцы «потеряли 807 самолетов всех типов», что с радостью цитируют многие советские историки (поскольку 807 самолетов более-менее коррелируются с 950 немецкими самолетами, уничтожение которых было заявлено ВС СССР за указанный период). Если же посмотреть на вышуказанное донесение OKL. То мы увидим, что из 807 самолетов безвозвратные потери – 491 самолет (по боевым и небоевым причинам, вместе взятым), еще 316 самолетов – повреждения от 10% до 60%, позднее вновь введенные в строй.
Оговоримся сразу: везде мы говорим только о безвозвратных потерях! Поврежденный самолет возвращается в строй, победы в зачет не дает, посему - нам он мало интересен.
Каков процент небоевых потерь авиационной техники во Второй Мировой Войне по отношению к боевым потерям?
Вообще говоря, этот процент у всех сторон колеблется у цифры 100% от боевых. Например, в 1943 г. USAAF потеряли в авариях и катастрофах на 1100 самолетов больше, чем в боях.
Для ВВС РККА эта цифра заметно выше. По тому же труду Кривошеева общие безвозвратные потери ВВС РККА за период Великой Отечественной Войны составили 106400 самолетов! То есть наши небоевые безвозвратные потери – 60 300 самолетов.
Учитывая, что наши боевые потери – 46100 самолетов (см. выше), получаем коэффициент небоевых потерь – 1,308! То есть небоевые потери ВВС РККА за войну составили 131% от боевых, иными словами, на 10 самолетов, сбитых немцами, мы сами теряли в авиационных происшествиях 13 самолетов!!! Цифра интересная сама по себе, но мы пока не об этом.
Так вот, в Люфтваффе, по имеющимся за периоды боевых действий немецким данным, коэффициент небоевых потерь составлял не более 78%! Мы даже округлим эту цифру в меньшую сторону, до 0,7 .
Я кстати, не поленился проверить эту цифру по санитарным потерям летного состава Люфтваффе, данные по которым более полные, и не оспариваются нашими историками. Так вот, количество погибших в боях по отношению к погибшим при авиационных происшествиях в боевых частях и летных школах – 94%, по раненым – 68%, что дает средний коэффициент – 81%. Достаточно точное соотношение по коэффициенту, взятому по технике.
Итак, небоевые потери самолетов Люфтваффе по отношению к боевым потерям – 0,7.
Меньше эта цифра быть просто не может – это и так минимальная цифра среди ВВС всех стран-участниц Второй Мировой Войны.
Какова цифра общих безвозвратных потерь Люфтваффе за всю Вторую Мировую Войну? Вообще, цифирь эта колеблется, по разным источникам, от 99000 до 109000самолетов. Мы возьмем максимальную – 109000 самолетов.
Учитывая, что небоевые потери в Люфтаффе составляют не менее 70% от боевых (или не менее 42% от общего количества потерь, как свидетельствует нехитрая математическая операция), из 109000 самолетов не менее 44800 были потеряны в авариях и катастрофах. Таким образом, общие боевые потери Люфтваффе не могут превышать цифру в 64000 самолетов!
А ведь это общие потери Люфтваффе за всю войну на всех фронтах.
Выделим из этой цифры победы, одержанные нашими западными союзниками. В боях на Западе Люфтваффе потеряли около 34000 самолетов (по немецким данным), более 40000 самолетов (по данным союзников), и 32800 самолетов по данным советских историков. Мы возьмем нашу цифру, и даже округлим ее в меньшую сторону – до 30000самолетов. Таким образом, Люфтваффе физически не могло потерять на Востоке более 34000 самолетов!
Цифра несколько больше официальных немецких данных о потерях на Востоке, но мы ее оставим в неприкосновенности. Что мы видим (те из вас, кому хватило терпения дочитать до конца?).
34000/77000=0,44!
То есть наш, отечественный коэффициент вранья – 44%, другими словами – из 10 наших подтвержденных побед немцы могли в реальности потерять не более 5 (округлим неправильно ).
Таким образом, немецкая система подсчета побед на Востоке оказалась точнее нашей. В 1,34 раза.
Ваши права
- Вы не можете создавать новые темы
- Вы не можете отвечать в темах
- Вы не можете прикреплять вложения
- Вы не можете редактировать свои сообщения
-
Правила форума