По поводу дальности - советую также почитать Еременко, или того-же Покрышкина - вообще людей уровня комполка и выше. Начиная с конца 1943-го дальности истребителям постоянно не хватало, проблема с прикрытием войск стояла довольно остро. Поиск подходящих площадок - постоянная головная боль командиров. Ни один самолет ВВС кроме Як-9Д не мог действовать на дальний радиус. Так что решение об увеличении дальности было вполне логичным и обоснованым, правда в 1941-м оно оказалось несвоевременным - но авиаконструкторы об этом знать не могли. Кстати, Яковлев проявил полезное упрямство и дальновидность, отказавшись увеличивать дальность деревянного Як-1. Он понимал, что самолет из дерева не может быть хорошим дальним истребителем - по весу он значительно проигрывает металлическому. Лавочкину и Микояну упрямства не хватило - вот и получились их машины перетяжеленными. А Як-9Д уже имел металлические лонжероны и нервюры, и поэтому даже с дополнительным топливом был легче ЛаГГ-а (при том, что дальность ЛаГГ-а - около 1000 км, а Як-9Д - 1300км). Ну и попробуйте мне после этого доказать, что Яковлев - не талантливый и далекосмотрящий конструктор!

Цитата Сообщение от badger
Ну естественно, вы даже не читали сам текст, просто "слышали звон":

3 марта 1943 А.С.Яковлев писал письмо А.И.Шахурину.
Положение с нашей истребительной авиацией вызывает большую тревогу. Наши серийные истребители, имеющие преимущества по летным качествам перед известными нам истребителями противника до высоты 3000 м, на всех высотах выше 3000 м, и чем выше, тем больше, уступают вражеским истребителям.
Следует ожидать, что противник к началу лета сможет создать небольшие группы облегченных истребителей Мессершмитт-109-Г2 и Фоке-вульф-190, с которыми нашим серийным истребителям будет трудно бороться даже и на высотах от земли до 3000 м. Опыт воздушной войны за Сталинград показывает, что появление даже двух десятков Мессершмитту с более высокими, по сравнению с нашими серийными истребителями, качествами оказало исключительно тяжелое воздействие на боеспособность наших истребительных частей; поэтому я считаю, что необходимо немедленно, не теряя ни минуты, доложить этот вопрос в ГКО и получить разрешение на постройку, к началу лета, двух-трех десятков истребителей с летными и боевыми качествами, заведомо превышающими такие же у возможных улучшенных истребителей противника, для парирования действия вражеских ударных истребительных частей.
Для этой цели необходимо немедленно начать серийное производство истребителей И-185, а также самолетов ЯК с мотором М-107-А с таким расчетом, чтобы к маю дать фронту хотя бы по 20-30 самолетов каждого типа. Самолеты И-185 и ЯК с мотором М-107-А, обладающие примерно одинаковой скоростью 570-590 км/час у земли и 680 км/час на высоте 6000 м, должны обеспечить безусловное превосходство над возможными модификациями улучшенных истребителей противника.
По-видимому, вопрос этот не приобрел еще необходимой остроты по той причине, что ВВС не осознал, по-видимому, всей серьезности создавшегося положения с истребительными самолетами и не требует его разрешения. В частности не исключена возможность, что в любой момент над любым нашим городом, находящимся в пределах 200 км от фронта, появятся бомбардировщики противника в сопровождении истребителей Мессершмитт-109-Г, которые среди бела дня с высоты 6000 м будут совершенно безнаказанно производить бомбежку, а мы оказать какое-либо противодействие, благодаря значительному превосходству вражеских истребителей на этой высоте перед нашими, находящимися на вооружении серийными истребителями, не сможем.
Подчеркиваю настоятельную необходимость немедленно доложить этот вопрос ГКО (1458,226).
Еще одно подтверждение того, что Яковлев - трезво мыслящий конструктор, не склонный к самоуспокоению, реально оценивающий ситуацию и постоянно ищущий пути решения проблем, которые еще только собираются возникнуть. Здесь и не пахнет звездной болезнью - только тревога за свою страну и за ВВС, констатация фактов и конкретные предложения по выходу из ситуаци.