1 интервью:
Юрий Исаев: " "Шереметьево" нуждается в приходе реального управляющего"
планируем реализовать его вместе.
Ведомости
Декабрь 2003 года
Председатель совета директоров ОАО "МАШ" Юрий Исаев о будущем крупнейшего аэропорта России Аэропорт "Шереметьево" - крупнейший в московском авиаузле и единственный 100% -но государственный - последние два года окружают скандалы. Пока чиновники различных ведомств не могут поделить сферы влияния в "Шереметьево", пассажиропоток и уровень сервиса практически не растут, а авиакомпании потихоньку перебираются в частное "Домодедово" - подальше от "главного барьера на пути иностранных инвестиций в Россию". Строительство нового терминала "Шереметьево-3", который авиакомпания "Аэрофлот" планировала запустить к концу этого года, до сих пор не начато. В такой ситуации чиновники сочли за благо привлечь к управлению "Шереметьево" частную управляющую компанию. О намерении участвовать в конкурсе уже заявили "Альфа-Эко", Национальный резервный банк и АФК "Система". Конкурсную документацию получили и "темные лошадки" "Балстрах-М" и ЗАО "Интерком Трейдинг". О конкурсе по отбору управляющей организации, проблемах и задачах аэропорта "Ведомостям" рассказал председатель совета директоров "Шереметьево" Юрий Исаев.
- Круг претендентов на управление "Шереметьево" сильно сужен - иностранцы не допущены, опыта управления аэропортами от участников конкурса не требуется. Зато активы должны быть не менее 60 млрд руб. , причем аудитор обязательно из мировой "большой четверки". Сколько, по вашей оценке, финансово-промышленных групп в России удовлетворяют этим требованиям?
- На этапе разработки конкурсной документации существовало несколько подходов. За основу был взят вариант, подготовленный Минимуществом. У Минэкономразвития, как, впрочем, и у администрации президента, были замечания к конкурсным условиям. Надо признать, что они не были полностью учтены. Тем не менее решение принято, и совет директоров будет работать по той документации, которая утверждена. Что касается знаменитой ошибки в перечне [аудиторской] "большой четверки" (в ее состав вместо Deloitte организаторы конкурса включили юридическую фирму Baker & McKenzie. - "Ведомости") , которая, надо признать, является постыдным фактом, то в варианте, который предлагало наше министерство, понятие "большая четверка" в принципе отсутствовало. Мы предлагали признавать документы, подтвержденные любой аудиторской компанией, имеющей сертификат международно признанной организации (СРА, АССА или аналогичные).
В таких конкурсах должны быть критерии двух типов - отсекающие и оценочные. Требования по капиталу и активам - это сито, через которое должны пройти претенденты, чтобы стать участниками. Участники оцениваются уже по балльным критериям. Мы предлагали, на наш взгляд, вариант более простой и корректный - это банковская гарантия, которая со стороны победителя конкурса являлась бы формой покрытия возможных убытков, нанесенных обществу. Сейчас в конкурсных условиях представлены одновременно и требования к капиталу и активам, и банковская гарантия.
При подготовке к конкурсу мы руководствовались тем, что "Шереметьево" имеет хорошие перспективы для развития, но нуждается в кардинальном улучшении сервиса. Поэтому управляющая компания, которая придет в "Шереметьево", должна принести с собой прежде всего мировой опыт управления аэропортами. Такая постановка задачи подразумевает образование консорциума. То есть управляющая компания - это не отдельное акционерное общество, а группа участников. С одной стороны, в "Шереметьево" необходимо разобраться с текущими проблемами, с проблемами, связанными с этапом приватизации, не совсем корректно проведенной, с проблемами, связанными с консолидацией активов. И здесь, безусловно, необходим опыт крупной российской компании, которая понимает специфику наших условий. С другой - без международного опыта, на наш взгляд, сложно добиться тех целей, которые мы ставим перед "Шереметьево". Так что нет смысла говорить о том, сколько российских ФПГ - шесть, восемь или 10 - удовлетворяют конкурсным условиям, поскольку речь пойдет об альянсах.
- Победителя выберут, оценив по 25-балльной шкале четыре критерия: опыт антикризисного менеджмента, реализации крупных инвестпроектов, управления аналогичными по масштабу предприятиями, наконец, опыт ключевого персонала в авиабизнесе. Получается КВН какой-то, когда судьи смотрят, кто им больше нравится, и таблички с оценками поднимают. .. Как сравнить, например, Михаила Фридмана из "Альфа-групп" и, например, Дмитрия Каменщика из "Ист Лайна"?
- Это будет сложно, но возможно. Вообще, критерии - во многом субъективная вещь. Сложно изобрести номенклатуру универсальных критериев, которые могли бы избавить от субъективизма при оценке. Когда мы готовили вариант конкурсных условий, у нас была более четко прописана часть, касающаяся опыта деятельности в аэропортах. В принятых документах этого нет. Но, на мой взгляд, каждый член совета директоров будет руководствоваться в том числе и представлениями об уровне профессиональной квалификации, который необходим победителю.
Можно долго ставить под сомнение корректность этой конкурсной документации, дискутировать, хорошо или плохо прописаны требования к участникам, достаточно детализированы критерии или недостаточно. На такие дискуссии можно потратить год или два, но этого времени у "Шереметьево" нет. Конкурс, даже в том виде, в котором он будет проведен, - это для "Шереметьево" благо, потому что аэропорт нуждается в приходе реального управляющего. Чем быстрее это будет осуществлено, тем больше пользы получит государство как акционер "Шереметьево", тем больше пользы получат клиенты "Шереметьево" - авиакомпании и пассажиры. Поэтому я считаю, что споры о критериях надо оставить в прошлом.
- Баллы будет выставлять совет директоров?
- Сначала свою техническую функцию выполнит конкурсная комиссия, куда входят чиновники тех же ведомств, что и в совет директоров, - вскроет заявки и даст предложения совету по первоначальному отсечению участников. Проставляет баллы, выбирает победителя уже совет директоров из девяти человек. Каждый голосует самостоятельно.
- Почему "Шереметьево" передается именно в управление, и именно на три года, а не приватизируется или не отдается, например, в концессию?
- Закона о концессиях пока нет, есть только проект. Вопрос приватизации аэропортов надо рассматривать комплексно в рамках транспортной стратегии России. Ну и, кроме того, чтобы выгодно продать такой объект, как "Шереметьево", неплохо провести "предпродажную подготовку".
"Шереметьево" передается в управление на три года, потому что в его уставе написано, что исполнительный орган общества утверждается советом директоров на три года. А управляющая компания - это и есть единоличный управляющий орган. Этот опыт для России, безусловно, новый, но нельзя сказать, что "Шереметьево" - единственная структура, которая идет по пути привлечения управляющей организации. Такой опыт есть, например, в РАО "ЕЭС России": там ряд региональных АО-энерго передаются управляющим компаниям.
- Вы говорите, что к управлению "Шереметьево" неизбежно будут привлечены иностранные профессионалы, но почему нельзя было привлечь их напрямую? Известно, что самые эффективные компании по управлению аэропортами - в Европе, так почему было не провести среди них road show, чтобы они пришли напрямую, без российского посредника?
- Напрямую привлечь иностранных управленцев не так-то просто. На карту ставится репутация. Любая иностранная компания, перед тем как дать согласие взять в управление такой объект, сначала должна понять, что он собой представляет с точки зрения бизнеса, с точки зрения всех юридических сложностей и противоречий. Сначала государство, как 100% -ный акционер "Шереметьево", должно определить концепцию его развития. Если мы хотим, чтобы "Шереметьево" было хабом [узловым аэропортом], крупнейшим в московском авиаузле, тогда нужно выбрать соответствующую стратегию развития. Дискуссии сейчас идут, как вы знаете, вокруг нескольких аэропортов. Есть де-факто частный, динамично развивающийся аэропорт "Домодедово". Есть "Внуково", у которого сейчас, когда контрольный пакет акций получило правительство Москвы, наверняка появится второе дыхание. Все три аэропорта являются конкурентами. И если мы принципиально решаем: да, аэропорт "Шереметьево" - это лидер московского авиаузла, тогда надо оперативно на высоком уровне решить ряд серьезных вопросов, начиная от транспортного обслуживания и заканчивая судьбой терминала "Шереметьево-3".
- Правда ли, что готовится отдельное распоряжение правительства по строительству терминала "Шереметьево-3" и строить его будет "Аэрофлот"?
- "Аэрофлот" обратился в правительство с просьбой высказать позицию в отношении проекта строительства терминала-3. Есть соответствующее поручение председателя правительства. Я могу высказать мнение совета директоров "Шереметьево". Третий терминал необходим как "Аэрофлоту", так и "Шереметьево". "Аэрофлот" этот проект ведет уже несколько лет. Было несколько попыток договориться о совместном ведении проекта. Подписывались протоколы о намерениях, но финального решения принято не было. Вмешались и субъективные факторы - смена команды "Шереметьево" и др. Проект, который существовал до последнего времени, подразумевает строительство, по сути, отдельного аэропорта для "Аэрофлота". Но новый терминал все-таки должен быть составной частью аэропорта "Шереметьево", потому он и называется "терминал-3".