Вчера стало известно, что UTair исключил из списка участников тендера на поставку пяти турбовинтовых самолетов самарское предприятие "Авиакор". По словам генерального директора компании Андрея Мартиросова, UTair не устроила стоимость самолетов АН-140, а также высокие издержки на поддержание летной годности отечественных самолетов. В "Авиакоре" в свою очередь утверждают, что UTair изначально ориентировался на западных производителей, поэтому объявленный авиакомпанией тендер с участием отечественных производителей был формальностью.

Тендер на поставку пяти ближнемагистральных турбовинтовых лайнеров на 35–60 пассажирских мест авиакомпания UTair объявила осенью прошлого года – в рамках утвержденной программы обновления и пополнения самолетного парка.
А в начале этого года на первом этапе тендера, рассмотрев все заявки, объявила пять претендентов на заключение контракта.

Это канадская компания Bombardier (самолет DASH-8), французская ATR и ирландская лизинговая компании Magellan Air (обе с самолетом ATR-42), а также Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и СП «Международный авиационный проект-140» (СП МАП) – обе с Ан-140.

Победитель должен был появиться еще зимой, однако 28 февраля на заседании тендерной комиссии наблюдательный совет UTair предложил отложить принятие решения, а в качестве помощников в этом непростом деле привлечь независимых юридических и финансовых консультантов. «Проводимый нами тендер – первый серьезный опыт работы с зарубежными поставщиками, поэтому без помощи ведущих мировых консультантов нам не обойтись», — отметил гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.

В начале марта UTair договорилась, что правовое обеспечение будет вестись московским и лондонским офисами международной юридической фирмы Denton Wilde Sapte, а экономическую оценку предложений подготовила компания Ernst&Young, проведя сравнение заявленной стоимости самолетов с учетом количественной оценки влияния НДС и таможенных пошлин на конечную стоимость, а также анализ результатов эксплуатации разных типов самолетов.

Тендерная комиссия изучила рекомендации консультантов и
исключила поставщиков российско-украинского Ан-140 из числа претендентов на победу в тендере.

«Комиссия составила так называемый шорт-лист, в котором остались лишь иностранные участники тендера: канадская компания Bombardier, французская ATR и ирландская лизинговая компания Magellan Air», – сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь UTair Игорь Блинов.

Мотивы исключения Ан-140 выяснить не удалось. На запрос «Газеты.Ru» пресс-служба Ernst&Young ответила следующее: «В соответствии с положениями о конфиденциальности информации компания не дает комментариев по данному проекту и просит интересующиеся стороны обращаться в пресс-службу UTair». Пресс-секретарь UTair Игорь Блинов также отказался раскрыть критерии занесения в short-лист.

Впрочем, и без рекомендаций консультантов было видно, что руководство авиакомпании не скрывает своих симпатий к зарубежному авиапрому: оно неоднократно говорило о преимуществах иностранных самолетов, пусть даже и подержанных, перед отечественными аналогами. Да и наличие таких аналогов в России перевозчик всегда подвергал сомнению. «Нам предлагают покупать несуществующие самолеты. Проблема в том, что российские власти вкладывают деньги в развитие сразу нескольких отечественных разработок, а существенного результата до сих пор нет.

Если власти перестанут поддерживать все подряд и определятся наконец с каким-нибудь одним самолетом, тогда что-то может получиться. Сами производители не желают развиваться посредством международной кооперации», – заявил «Газете.Ru» гендиректор UTair Андрей Мартиросов.

По его словам, недавно он убедился в своей правоте: «Изучив заявки от поставщиков самолетов DASH-8 и ATR-42, мы увидели, что у этих лайнеров двигатели одни и те же, винты одни и те же, авионика одинаковая, система кондиционирования – тоже. Вот пример международной кооперации».

Между тем, как уже писала «Газета.Ru», UTair всерьез рассматривала возможность отдать предпочтение именно Ан-140 – при условии, что «российское правительство поймет, что положение, при котором льготы на ввоз зарубежной техники имеют лишь две авиакомпании («Аэрофлот» и «Трансаэро». – «Газета.Ru»), необходимо исправлять. Особенно когда речь идет о предоставлении аналогичных преференций перевозчикам, которые готовы поддерживать российский авиапром».

Вероятно, правительство не оценило патриотического настроения UTair. Теперь перевозчик будет ввозить в страну зарубежный самолет на общих условиях, заплатив государству почти 50% от суммы контракта.

Впрочем, выплату пошлин можно и обойти. Гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова поделилась опытом: «Самолеты берутся в лизинг сроком от 3 до 8 лет, потом, соответственно, возвращаются владельцам. Тем самым отсутствием уплаты пошлин не наносим государству какого-либо ущерба».
Совершенно очевидно, что для UTair в сложившейся ситуации выгоднее было бы получить самолеты на таких лизинговых условиях.

Пресс-секретарь UTair отказался сообщить, предложил ли эти условия один из претендентов. Он лишь сообщил, что итоги тендера, а также условия поставки будут объявлены в самое ближайшее время. Кстати, в шорт-листе осталась одна компания, которая специализируется на поставках самолетов в лизинг, – Magellan Air (Ирландия). Вполне вероятно, что именно она и победит в тендере. Господин Блинов отказался комментировать это предположение, сказав только, что авиакомпания рассчитывает получить все самолеты уже к концу текущего года.

/Газета.Ru/