2 Alexander =SF=Krogoth

Сорри за продолжение оффтопа (ну в последний раз ! )

Адмирал Головко (ком. КСФ) в своих (кстати довольно ура-патриотических и ИМХО не
совсем обьективных ) мемуарах , а так же
другие моряки вспоминают что у конвоев были серьезные проблемы с люфтваффе.

Советская зона ответственности действительно была
не очень большой - до широты о. Медвежий (впрочем она определялась исходя из
невысоких возможностей нашего флота и авиации)
, но вот с немецких баз в Норвегии из мессеров до маршрутов движения конвоев
могли дотянутся только 110е (109е как хоббиты - туда и обратно )
Да и с тем что Р-38 мишень для месса (тем более 110го) я в корне не согласен.
Вести же воздушную разведку конвоев немцам приходилось постоянно,
т.к. без нее ударная авиация над морем почти бессильна.
А разведчики и мелкие группы охотников были бы для Р-38 прекрасными целями.
ФВ-200 и Ю-88 прекратили полеты днем над Атлантикой в 43г
именно из-за лайтнингов , которые устроили им сущее избиение...
До-217 и Хе-177 несли большие потери и часто не рисковали нападать на конвои,
а с появлением эскортных авианосцев (тоже бы нам не помешали !) перешли на ночные полеты.

И при прикрытии конвоев важен не только радиус на который способен забратся
в море истребитель , но и ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ патрулирования,
думаю излишне напоминать о ТТХ Р-38...

Что до авиаразведки (к стати - Р-38 был превосходным разведчиком
и не только на больших высотах):
Развед. полеты для пе-2\3 и особенно Ил-4 были крайне опасными
- горький опыт вынудил Ил-4 работать только за пределом радиуса мессеров + проблемы
с навигацией на наших самолетах и скотские (по другому не скажешь)
условия для экипажей в длительных полетах.
Неслучайно горстка разведывательных спитфайров (к стати безоружных)
имевших большой (но куда меньший чем у Р-38 !) радиус действия
и высокую скорость действовали на Севере с таким успехом, причем именно вблизи
норвежского побережья у самых германских баз - даже над Альтен-фьордом
и аэродромами истребителей. Наличие самолета типа Р-38 позволило бы держать в
напряжении немцев,и создавала бы постоянную угрозу разведчикам , охотникам ,
кораблям (немецкие конвои ходили у берега зачастую за пределами радиуса наших истребителей
, а Ил-4 ... да и бостоны и Пе-2 далеко не залетали)

Что касается рейдов (которых не было) в стиле "деревянного чуда" , то они
,как и сам москито, вызывали в СССР ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ интерес.
Тот же Яковлев в своих мемуарах неоднократно упоминает о совещаних
на эту тему конструкторов и военных в присутствии Сталина , Шахурина
( нарком авиапрома до Яковлева) и др. шишек уже в конце 42г
(не самый простой период - да и "мосси" только начали действовать)

Наши не купили москито по другим причинам - это отдельная тема.
А своих подобных машин небыло.
А вообще такие рейды были бы ИМХО полезными. Сама их ВОЗМОЖНОСТЬ
доставила бы немцам кучу проблем - как работали Р-38,москито,тайфуны в Европе ,
в условиях мощьной ПВО ?
Кроме того лайтнинг вполне мог
быстро доставить пару донных мин (габариты 454кг бомбы) в самые удаленные фьорды,
причем днем , на малых высотах - прячась от радаров и уходя от мессеров, американцы
их применяли (впрочем не очень активно - они были нужнее для др.миссий) для
минирования Бискайского залива ...
Да наши умельцы на него и торпеды бы присобачили !

Что до отсутствия нагнетателей на предлагаемых (?) американцами Р-38 ,
не в курсе - просьба поделится инфой.
Не исключаю что они бы и не понадобились для действия на малых высотах...

Вообще же с большинством твоих утверждений трудно не согласится,
тем более что как было так было...

ЗЫ: Еще раз сорри за офф-топ. Если че - прошу в приват.